Великое произведение иконописи – «Троица» Андрея Рублева – оказалось в центре скандала.
РПЦ обратилась в Третьяковскую галерею с просьбой о вывозе «Троицы» Андрея Рублева из музея на праздник Троицы. Нетрудно догадаться, что известие это вызвало самые серьезные опасения и возражения музейщиков. Однако не все искусствоведы считают, что от путешествий великое произведение Андрея Рублева погибнет. Главный хранитель ГТГ Екатерина Селезнева полагает, что при правильном обращении иконе ничего не грозит. С ней решительно не согласен старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства ГТГ Левон Нерсесян.
– Екатерина Леонидовна, насколько велик риск от возможного нынешнего перемещения «Троицы» Рублева?
– Все, что касается технической стороны дела, предполагалось поручить заводу полиметаллов. Это ведь не первое перемещение – уже 14 лет ГТГ перемещает икону Богоматери Донской в Донской монастырь на храмовый праздник 1 сентября. Перемещение происходит в климатическом киоте, а в приделе храма размещается аппаратная, где сотрудники завода полиметаллов, реставраторы и хранители отслеживают климатические показатели и показатели влажности внутри киота. Такую же технологию предполагалось использовать для «Троицы». Это трудоемкий процесс, который никто и не помышлял решать второпях. Работая в Третьяковской галерее 27 лет, я первая не позволю никаких несанкционированных действий. Но при этом понимаю, что «Троица» попала в ГТГ не по своей воле, и в отличие от многих других икон про эту мы точно знаем, откуда она и для какого места была написана.
– Как оценивают реставраторы состояние «Троицы» по сравнению с Донской иконой?
– Как стабильное. Их нельзя сравнивать, у них разные «истории болезни». В чем плюс Донской или Владимирской иконы? Они небольшие по размерам. В чем их минус? Они двусторонние. У «Троицы» проблема в том, что есть расхождение досок, увеличения которого ни в коем случае нельзя допустить.
– На первом обсуждении ситуации вокруг переноса иконы половина участников высказалась «против» – какие у них были аргументы?
– Аргументы связаны в первую очередь с хрупкостью памятника. Кроме того, многие боятся, что вывоз станет постоянным или что икона останется в монастыре. Я лично так не думаю, потому что 14 лет мы вывозим Донскую, и все действуют строго по регламенту – согласно техническому заданию и договору между сторонами – Донским монастырем, Третьяковской галереей и заводом полиметаллов. Действия каждого строго контролируются, а в ГТГ каждый раз издается приказ, в котором расписаны действия и взаимодействия всех ответственных лиц.
– Есть ли какие-то сроки, когда будет вынесено окончательное решение?
– Нет. Кстати, еще я бы хотела напомнить, что согласно закону о музейном фонде государственные музеи имеют коллекцию в оперативном управлении. Соответственно мы не можем сами ничего выдать или не выдать. Но недопустимо, чтобы этот памятник стал предметом раздоров. Думаю, что сейчас всем нужно взять тайм-аут и обдумать сложившуюся ситуацию. А может быть, как предложил доктор искусствознания Алексей Михайлович Лидов, провести круглый стол, на котором обсудить накопившиеся проблемы в отношениях между Церковью, государством и музеями. Но я хочу всех успокоить – поспешных решений приниматься не будет.
***
На вопрос о риске для «Троицы» остаться в Троице-Сергиевой лавре Левон Нерсесян, старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства ГТГ, сказал, что «пока речь об этом на официальном уровне не идет – сейчас обсуждается лишь возможность выдачи ее на богослужение на три дня. Однако когда мы в первый раз отдавали на богослужение Богоматерь Донскую, изначально также не предполагалось, что это будет происходить ежегодно. Теперь вывоз происходит регулярно, как нечто само собой разумеющееся. Поэтому некоторая тенденция налицо, и не исключено, что у нас бы стали просить «Троицу» каждый год. Впрочем, большинство специалистов высказываются и против однократной ее выдачи, что связано с состоянием сохранности «Троицы» на сегодняшний день. Оно стабильное, но тем не менее серьезное и сложное. И все специалисты, в том числе и представитель Московского завода полиметаллов, единодушно высказались, что никакая аппаратура и никакие меры предосторожности не могут дать стопроцентной гарантии ее сохранности. Идти же даже на самый минимальный риск, когда речь идет о памятниках такого уровня, невозможно и, с моей точки зрения, даже преступно». В лавре хранится сделанная в 1918 году копия иконы. И, по словам Левона Нерсесяна, «богослужение перед списком даже с чудотворной иконы (а «Троица» таковой не является) – вещь принятая, особенно если тот или иной образ, говоря языком средневековым, «пришел в ветхость».