Слово «кризис» у нас всё никак не приживается. Уже и банки начинают рассылать своим клиентам печальные послания о блокировке карт в связи с «техническим разрывом ликвидности», а кризиса нет. Но особенно не признают «кризис» в сфере культуры. Вспоминается, как десять лет назад по схожему поводу поэт Игорь Иртеньев написал: «Такого кризиса еще не видел свет, п┘ц уж близится, а кризиса всё нет». Примерно так.
С одной стороны, объективности ради в Минкульте признают, что финансирование культуры зависит от рыночных цен на нефть и «привязано» к 60 долларам за баррель. С другой стороны, те же и другие официальные лица не хотят признавать, что финансирование культуры может в 2009 году сократиться. Высокопоставленный чиновник Министерства культуры РФ, отвечая на мой вопрос о возможном сокращении финансирования, сказал так: «Сегодня нет оснований для таких предположений. Довольно тяжелый был август, когда в разгаре были события в Осетии, но бюджет был как раз увеличен и очень значительно». Председатель Госдумы по культуре Григорий Ивлиев утверждает, что бояться нечего, во всяком случае – в следующем году, когда бюджет культуры увеличен на 40%. Хорошо бы┘
Но поскольку земля, в том числе и культурная, полнится не только делами и деньгами, но еще и слухами, то и невозможно остаться в стороне от тех страхов, которые поселились в рядах театральной, музыкальной и прочей «бюджето-зависимой» общественности. В музыкальных кругах поговаривают о том, что, преодолевая последствия мирового финансового кризиса, у нас могут отказаться от грантов, которые несколько лет назад щедро выдали нескольким лучшим оркестрам и театрам. Просто отнимать гранты – нехорошо, это все понимают, но ведь можно провести проверку использования денежных средств и скорректировать затем прежнее решение по итогам проверки. Правда, уже упомянутый высокопоставленный чиновник Минкульта на прямой вопрос о финансовых проверках в оркестрах-грантополучателях сказал, что «такие проверки были всегда. Это очень серьезная история, Счетная палата проверяет всех, в ведущих коллективах эти проверки уже прошли. Если подобные проверки и будут, то наверняка, плановые. Денег не должно становится меньше, потому что грант вносится министерством финансов на весь срок бюджета страны. Гипотетически представить, что государству не хватает денег, чтобы выполнить обязательства по бюджету, конечно, можно. Но я не верю, что такая ситуация возможна. Мы работаем с бюджетом, утвержденным правительством, думой. Откуда у вас основания думать о том, что денег будет меньше, я не понимаю».
То есть – всё хорошо. Но┘ Интервью, высланное на утверждение, чиновник Министерства культуры в итоге попросил не публиковать. Причин может быть несколько. Одна из возможных - что, как он, кстати, сам и сказал, не все зависит от Минкульта: мы работаем, заметил он, с бюджетом, который нам выделяет Минфин. «Будет ли этот бюджет выделен департаментом министерством финансов – другой вопрос, не нашей компетенции». Официально – всё в порядке. В приватных беседах чиновники, правда, не федерального, а столичного уровня говорят, что, конечно, денег будет меньше. На сколько? Никто не знает. Но уже называют и сроки: в государственных учреждениях культуры кризис почувствуют примерно через полгода.
Так что основания для беспокойства есть. Кстати: один известный режиссер, худрук очень известного театра уже получил «сигнал». Финансирование в следующем году, сообщили ему, уменьшится. Примерно на 10%. Ну, на 10% - не страшно. Но и известный режиссер и все, конечно, понимают, что где 10 – там могут снизить и на 20%, и больше. Особенно когда где-то уже урезают, где-то – увольняют, а с культурой, говорят, всё хорошо, а будет – еще лучше.