Австрийский пианист Альфред Брендель выступил в Москве в рамках прощального европейского турне. Последний концерт одного из старейшин концертной сцены мира пройдет через месяц в Вене.
Публика провожала Альфреда Бренделя стоя - такое случается в исключительных случаях: московский слушатель душевный, но строгий, и заставить зал встать не так-то просто, даже из чистого уважения к музыканту. Брендель уходит, оставляя за собой более шестидесяти лет на концертной эстраде и эталонные образцы интерпретаций венской классики; само за себя говорит исполнение цикла всех сонат Бетховена в Карнеги-холле. Гайдн, Моцарт, Бетховен и Шуберт стали главными героями программ Бренделя в последние годы. Очищенные от юношеских экспериментов или нравоучительности, свойственной зрелому пианизму, музыка этих композиторов звучит у Бренделя с таким философским спокойствием и простотой, что забываешь свое представление и о буре и натиске в Бетховене, и о предсмертной нагрузке сонаты Шуберта.
Наконец понимаешь, что "квази уна фантазия" - это почти романтическая импровизация, а не четко размеренные столпы, на которых покоятся заветы классицизма, овеянные бунтарскими бетховенскими настроениями. Умудренный опытом прожитых лет - семьдесят семь, из которых шестьдесят отдано сцене - Брендель напрочь снимает эту самую умудренность, традиционную при исполнении последней сонаты Шуберта, оставляя только намеки.
Моцарт (соната фа-мажор) лишен у Бренделя воздушных крендельков и вензелей - он звучит даже более просто, чем Гайдн, фа-минорным вариациям которого пианист придает гораздо больше тонкости, подчеркивая что для Гайдна сочинения в миноре (тем более с четырьмя бемолями при ключе), - нечто особенное, редкое.
С особенным трепетом прозвучала пьеса Листа "На валленштадтском озере", с особой печалью воспринималась хоральная прелюдия Баха и - как прощальное Danke schoen - песня Шумана "Посвящение" в обработке Листа.
Впрочем, Брендель прекращает концертную деятельность, но не уходит на покой - уже этим летом в так называемой "Школе слушания" в рамках Зальцбургского фестиваля запланированы три лекции пианиста: "Возвышенное наоборот: о возможностях комической музыки", "Характер в музыке" и "Стороны света и тени в интерпретации".