0
1935
Газета Культура Интернет-версия

13.10.2008 00:00:00

Фенечка для уикенда

Тэги: тв, премьера, тургенев


Вчера на канале «Россия» показали сразу все четыре серии экранизации романа Ивана Тургенева «Отцы и дети». Сценарий написали Авдотья Смирнова и Александр Адабашьян, в роли режиссера выступила Смирнова. В таком виде, в каком мы увидели этот роман на экране, место ему, наверное, только в глянцевом журнале.

Роман Тургенева «Отцы и дети» относится к тем произведениям русской классики, которыми было подпорчено наше детство. Его вдолбили нам тяжелым молотком советской педагогики, попытавшись напрочь отбить любовь к отечественной литературе навязчивыми идеями о разного рода буревестниках, непримиримых противоречиях, победе новой идеологии над старой и прочими гибельными для литературы рассуждениями, до которых Тургенев, слава богу, не дожил.

Русскую классику нынче дерут на части. С одной стороны, к ней подбираются новаторы-реформаторы, убежденные, что в каждом произведении полно скрытых смыслов, о которых сам писатель и не подозревал. С другой – на нее наседают те, кто полагает, будто писатели создавали произведения, не имея в виду вообще ничего. В любом случае и те, и другие вольно (реже – невольно) делают литературу полигоном для прогулок собственной фантазии и талантов.

Авдотью Смирнову, видно, в школе тоже сильно напугали Тургеневым. До такой степени напугали, что она решила по прошествии многих лет выместить свою обиду на писателе. Вместе с художником Александром Адабашьяном она написала сценарий «Отцов и детей», по которому впоследствии и сняла фильм в качестве режиссера. Это ее второй режиссерский опыт. Первый – фильм «Связь», который, как многие надеялись, вернет Авдотью Смирнову окончательно в первую профессию, оставив режиссуру в более надежных руках.

Начальные титры фильма идут на фоне женских рук, составляющих букет цветов. За кадром – романс. Кажется, что вот-вот по краям побегут рюшечки и завьются кружавчики, а на экран выйдут счастливые пейзане и пейзанки с румяными детками на руках. Они и не заставляют себя ждать. Свеженькая Фенечка (Екатерина Вилкова) со свеженьким дитем здесь чуть ли не главный персонаж. И авторы фильма даже дописывают эпизоды с ее участием, которых не было у Тургенева. Например, сцена, в которой Базаров (Александр Устюгов) спасает младенца Фенечки и Николая Петровича (Анатолий Васильев), пришла в голову Смирновой с Адабашьяном совершенно без участия Тургенева.

Не хочется уподобляться нашей советской педагогике и объяснять, что хотел сказать Тургенев. Ему виднее. Только все же думается, Тургенев не только от скуки бумагу марал и не совсем уж безделицы сочинял. И как бы ни били нас по мозгам в детстве идеологическими дубинками, меньше всего хочется заподозрить Тургенева сейчас в том, что занимался он среднерусским провинциальным акынством. Увидел пейзанок – написал про пейзанок, приехал грубый Базаров – описал этого противного Базарова. Вошел красивый Павел Кирсанов (Андрей Смирнов), поговорил с Базаровым, потом они подрались на дуэли, потом помирились, явилась Одинцова кровь с молоком, Базаров обмяк, а потом заразился и умер. Если бы он глупостями не занимался – остался бы жить да с Анной Петровной детишек плодить. А так в конце – картина Василия Перова «Старики родители на могиле сына». Точь-в-точь.

«Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на погибель» – так писал Тургенев о своем Базарове. Однако мы не видим не то что дикой и сумрачной – здесь вообще нет фигур, бродят лишь тени тургеневских героев, более или менее сносно говорящие фразами из романа и создающие сюжетную канву.

Тургенев, будучи человеком необычайно чутким к малейшим веяниям времени, не мог не чувствовать, как в привычный феодальный быт вторгается пока еще не очень заметное, но на глазах крепнущее разрушительное начало. Не надо забывать, что «Отцы и дети» были написаны через год после отмены крепостного права, и делать вид, что это никак не сказалось на романе, даже смешно. Тургенев боялся этой новой силы (получившей в романе имя «Базаров»), не хотел ее, понимая, что ее победа приведет к трагическим последствиям. Не видеть этого, отрицать эту часть тургеневского мировоззрения – не просто недальновидно и неумно, но и оскорбительно для писателя. Тургенева словно посмертно вызвали на «Школу злословия» и устроили ему там по обыкновению разнос: что это вы, любезный, наворотили тут? Заумь какую-то нам подсовываете? Проще надо быть, к народу ближе. Ладно, свободны. Дальше будем разбираться с вами на канале «Россия». Вас вызовут.

Попытка сохранить тургеневскую поэтику в ее якобы первозданном, не разрушенном лишними мозговыми атаками виде оборачивается болезненной кастрацией романа. Буколический, выхолощенный Тургенев неинтересен, слаб и не способен противостоять всесильному гламуру.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
443
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
553
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
466
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
384

Другие новости