0
1187
Газета Культура Интернет-версия

30.06.2008 00:00:00

Специалиста в обмен на дисциплину, дисциплину в обмен на свободу мнений

Тэги: третьяковская галерея, увольнение, скандал


В конце прошлой недели был подписан приказ об отстранении от дел заведующего отделом новейших течений ГТГ и известного куратора Андрея Ерофеева. В интервью агентству РИА Новости замдиректора галереи Марина Эльзессер сказала, что «причина увольнения Ерофеева заключается в том, что он не обеспечил необходимый уровень учетно-хранительской деятельности отдела новейших течений, приказ был подписан в четверг и фактически вступил в силу в пятницу». Но известно об этом стало только в субботу.

Отстранение Ерофеева от дел началось не только что. Сейчас формулировка – за нарушение учетно-хранительской деятельности и невыполнение обязанностей, согласно 81-й статье ТК РФ. Директор Третьяковской галереи Валентин Родионов говорит о беспрецедентном случае – за пять последних лет у Ерофеева накопилось пять выговоров. Срок истечения последнего предписания по нормализации работы в отделе – 1 июня. Впрочем, хотя руководители Третьяковки всячески отрицают связь нынешнего увольнения и выставки «Соц-арт», именно после резкого окрика тогдашнего министра культуры РФ Алекесандра Соколова деятельность отдела была практически остановлена. Сравнение, наверное, не совсем корректное, но это напомнило последовательность событий после очередной авиакатастрофы: обычно до выяснения причин аварии все полеты данной модели приостанавливают. Здесь вроде бы опасности для жизни людей не было, но решили, как советовал классик, «годить».

Напомним, что история деятельности Андрея Ерофеева в ГТГ начинается в 2000 году, когда он перешел из музея «Царицыно», где с 1989 года собирал современное русское искусство на выделенные государством деньги, на средства организованного им же общества коллекционеров, а также в качестве даров от самих художников. Фактически так складывалось научное собрание современного русского искусства. Все это могло стать основой для музея современного русского искусства, но решили ограничиться отделом новейших течений, по примеру Русского музея, гда такой отдел уже существовал. Перейдя в Третьяковскую галерею (а вскоре по приказу Швыдкого сюда была передана и собранная Ерофеевым коллекция), он начал работу по оживлению представлений об искусстве XX века. Сегодня чуть ли не единственной выставкой Ерофеева называют парижский «Соц-арт. Политическое искусство России с 1972 года до наших дней». До того эта выставка была показана в Москве, в рамках Второй Московской биеннале современного искусства (и кстати – при государственной поддержке Министерства культуры РФ). А среди многих выставочных проектов Андрея Ерофеева – например, «Русский поп-арт» (2005), многочисленные экспозиции на Крымском валу современных российских художников, «Граффити в ГТГ». Ну и, конечно, «Запретное искусство-2006» (организованный в Общественном центре имени Андрея Сахарова в 2007 году вместе с директором центра Юрием Самодуровым).

Выставки памятные. «Соц-арт» и «Запретное искусство» – еще и разразившимися вокруг них скандалами. Хотя «Соц-арт» был признан лучшей выставкой той самой Второй Московской биеннале современного искусства, но при подготовке французской экспозиции, экспортного варианта крупной выставки в преддверии будущего Года России во Франции, коса нашла на камень. Родионов говорил об авральной подготовке внеплановой парижской выставки, и в ходе этой подготовки Ерофеев, не посоветовавшись, протаскивал в экспозицию неугодные произведения – с точки зрения тогдашнего министра культуры Соколова, антиэстетические. Затем заявление Соколова «это не что иное, как коррупция» и суд руководства ГТГ с министром за оскорбительное обвинение по поводу неугодных произведений.

Относительно «Запретного искусства-2006» идея Андрея Ерофеева состояла в том, чтобы провести «внутренний мониторинг» запрещенного к показу в музеях и галереях, а также само обсуждение того, что запрещать/не запрещать к показу. Так вот, по поводу этой выставки «Народный собор» устроил митинг и обвинил организаторов в разжигании розни и оскорблении чувств верующих. Как выяснилось, призыв поучаствовать в митинге исходил и от филиала партии «Справедливая Россия» (Юго-Восточного административного округа). Вместо удовлетворения просьбы директора центра Юрия Самодурова о защите сотрудников и посетителей – суд. Который до сих пор продолжается: Ерофееву и Самодурову грозит два года лишения свободы, и находятся они под подпиской о невыезде.

Формально все это не связано с нынешним увольнением. Но – возвращаясь к тому, что Ерофееву уже давно демонстрируют его неугодность, – в 2007 году в Третьяковской галерее свернули всю организованную им интерактивную деятельность: лекции по отечественному и зарубежному современному искусству, клуб встреч с актуальными художниками и мастер-классы. То есть те формы, которые вообще-то и помогают цивилизованно выяснить каждому для себя, кто есть кто и что есть что в художественном процессе. А не цензурными методами.

Кроме того, в связи с увольнением Андрея Ерофеева сотрудники его отдела подали заявления об отставке. Того отдела, который вместе с Ерофеевым создал, наконец, постоянную экспозицию 1950–2000-х годов. Директор Валентин Родионов комментирует ситуацию с обезглавленным отделом в том духе, что либо ему найдут нового начальника (если будет для кого находить), либо и вовсе расформируют – есть-де и другие отделы, прекрасно подходящие для дальнейшего коллекционирования новейшего искусства в рамках музейной формации. Любопытно, кто же должен этим заняться, если профессионалов данной сферы вообще могут погнать? Ведь Родионов (хотя, поскольку в своей жизни больше занимался вопросами строительства, он, наверное, не во всех случаях может оценить профессиональный уровень своих подчиненных) всегда отдавал должное профессионализму Ерофеева. И в течение нескольких последних месяцев он опровергал слухи о возможном его увольнении. Все это при том, что затеянный оскорбленными выставкой в Центре Сахарова суд продолжается. Директор отрекся от своего, возможно, слишком прогрессивного (для стен нынешней Третьяковки) сотрудника, хорошее качество работы которого было в принципе признано, но помешала дисциплина. Формально. В связи с пятью выговорами, например, упоминается вынос без соответствующего соглашения произведений из ГТГ, являющийся серьезным нарушением. Произошло это в августе 2007-го – минул почти год.

Вообще в голову приходит много разных мыслей в связи с этим увольнением. Ну, например, еще недавно все знали, что Родионову готовят замену. Называли даже и конкретного кандидата – г-на Хорошилова, сейчас назначенного замминистра культуры. В той ситуации действия в отношении Ерофеева, возможно, тогда сочли бы поспешными и неоправданными. Теперь, выходит, других кандидатов нет и Родионов остается на своем посту еще на неопределенный срок – внешне обвинение в давлении ему как бы не грозит. Что сам хотел, то и сделал. Но одновременно Ерофеев уволен уже при новом министре Авдееве, который, все знают, не стал никаких гневных слов произносить в адрес парижской выставки. Наоборот, будучи тогда послом в Париже, предлагал часть экспонатов разместить в стенах посольства. Опять же, увольнение Ерофеева случилось буквально накануне открытия Первой Московской биеннале молодого искусства. Ерофеев к ней отношения не имеет, но можно не сомневаться: молодые художники будут покруче некоторых из тех, кто так не понравился Соколову, а выходит, и Родионову. А Биеннале проходит при поддержке Минкульта, то есть опять же увольнение Ерофеева смотрится как-то... неважно.

Проекты – выставочные (поп-арт, соц-арт – предполагался концептуализм и нью-вейв – предполагалось вписать живое искусство современности в историю искусства через музей), образовательные – повисли в неопределенности. Свернуты, что уж совсем пугает, дискуссии. Даже если это увольнение, опять-таки формально, не связано с наделавшими шума выставками, просто сам просмотр профессиональной биографии Андрея Ерофеева вытягивает их за собой вновь. И выходит, что признанному специалисту высказываться свободно не разрешается: потому что его точка зрения вредит имиджу России в Европе (в связи с французской экспозицией) или разжигает вражду (как «Запретное искусство-2006»). Выходит, у нас высказывание своей позиции по современному искусству (высказывание, кстати сказать, само по себе неагрессивное) и предложение обсуждать (как организованный Ерофеевым клуб) вызывают обиду и желание заткнуть. Собранная коллекция уже есть – а вот как будет дальше с комплектованием современным искусством одного из главных музеев русского искусства и что будет считаться достойным музея – посмотрим.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
1166
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
591
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
517
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
651

Другие новости