Московский фестиваль – что-то вроде перевалочного пункта в фестивальном забеге, который начинается в феврале в Берлине и кончается в октябре в Риме. Кинематографисты, не сумевшие попасть со своими работами в Берлин и Канны и не очень надеющиеся на Венецию и Рим, согласны на Сан-Себастьян, Карловы Вары и Москву.
В отличие от других фестивалей класса «А» у Московского фестиваля есть один несомненный минус – отсутствие кинорынка. Показы, премьеры, приемы – на каждом крупном фестивале это лишь видимая, парадная часть киносмотра. В основном же фестивали притягивают продюсеров и прокатчиков возможностью порыться в ворохе фильмов, наладить нужные контакты, заключить сделки. Московский фестиваль этого лишен, поэтому вообще смысл его сводится лишь к демонстрации собственных возможностей по части организации крупного и дорогого мероприятия, что изрядно снижает его престиж на международной арене. Впрочем, ММКФ пока и не готов устраивать у себя международный кинорынок – оборот был бы ничтожен, а денег выброшено много. Так что будем довольствоваться тем, что имеем.
А имеем мы конкурс, в который вошли 16 картин. Две из них – от России. Это «Сад» Сергея Овчарова по чеховскому «Вишневому саду» и «Однажды в провинции» Кати Шагаловой. В конкурсной программе громких имен нет, хотя фильмы приедут со всех концов Земли – из Германии, Исландии, Китая, Албании, Украины, Болгарии, Израиля, Франции, США. На открытии сегодня ожидаются Уилл Смит и Шарлиз Терон, которые приехали в рамках промоушна фильма «Хэнкок» – его покажут на открытии. Устроители гордятся тем фактом, что премьера этого пародийного блокбастера пройдет на две недели раньше, чем фильм выйдет в американский прокат. Конечно, лестно, что хотя в этом мы догнали и перегнали, но все-таки не хотелось бы, чтобы именно это достижение пиарилось как главное достижение Московского фестиваля. Тем более что открывать ММКФ блокбастером никогда не было в традиции нашего киносмотра. Кстати, на показе для прессы фильма «Хэнкок» у журналистов отобрали мобильные телефоны – в антипиратских целях. Остается надеяться, что это оскорбительное ноу-хау российских прокатчиков не найдет широкого применения. По крайней мере пока прецедентов не было и ни один крупный (да и мелкий тоже) фестиваль не пытался таким образом якобы бороться с потенциальным пиратством.
Закрытие же фестиваля будет сопровождаться новым фильмом Эмира Кустурицы «Марадона глазами Кустурицы», показанным месяц назад в Каннах. Возможно, прибудет и сам Кустурица (а вот Марадона – увы), который вообще наведывается в Москву охотно. Так же охотно и регулярно заезжает к нам Питер Гринуэй, который прочитает лекцию на «Медиафоруме». Представлять ретроспективу фильмов со своим участием, возможно, будет Изабель Юппер, ну а главным гостем, лицом нынешнего фестиваля и обладателем премии за вклад в мировое кино станет японский режиссер и актер Такеши Китано. Сегодня на открытии президент ММКФ Никита Михалков торжественно выразит свой респект неутомимому классику. Классик, кстати, приехал с большим количеством сопровождающих, которым, разумеется, здесь уже готов и стол, и дом. Конечно, хотелось бы, чтобы Московский фестиваль был, если можно так выразиться, построже к гостям, но пока не мы выбираем, а нас выбирают. А мы за это платим.
В честь председателя жюри, музы Бергмана Лив Ульман пройдет ретроспектива ее фильмов как режиссера и фильмов с ее участием. Также ММКФ признается в любви и уважении к Джону Кассаветису – тоже ретроспективой. Вообще ретроспективы – одна из фирменных примет Московского фестиваля и то заведомо интересное, на что стоит ходить. В этом году из старого мы увидим еще программы «Социалистический авангардизм», «Счастливая дюжина», маленькую ретроспективу, посвященную Бергману, Антониони и Поллаку. Как всегда, что-то интересное можно будет найти в программах «8 ╫», «Московская эйфория» и «Перспективы». С некоторых пор фестиваль ввел еще одну традицию – сколачивать отдельную программу из фильмов, наиболее понравившихся кому-либо из крупных российских режиссеров. В прошлом году мы оценили выбор Никиты Михалкова, в этом году программу собственных симпатий предлагает Глеб Панфилов. В ретроспективу его пристрастий вошли такие ленты, как «Смерть в Венеции» Лукино Висконти, «Евангелие от Матфея» Пьера Паоло Пазолини, «Чапаев» братьев Васильевых, «Расемон» Акиры Куросавы и др.
В 1963 году, на излете оттепели, Московский фестиваль осмелел и присудил главный приз фильму Федерико Феллини «8 1/2» при том, что в конкурсной программе была заведомо претендующая на первенство правильная советская лента «Знакомьтесь, Балуев». Это было сродни бунту, и тогдашний председатель жюри Григорий Чухрай получил внушительную коллекцию выговоров от властей предержащих. Но Чухрай, один из зачинателей оттепельного кино, понимал, насколько важно такое решение для уже вступающей в томительный застой страны. Не так много было в Советском Союзе отдушин для любителей свежей духовной пищи.
Сейчас никто не ждет от Московского фестиваля революционных шагов и смелых решений. Единственная возможная и правильная смелость будет – понять наконец свое место в большом фестивальном мире, не пытаться догнать и обогнать, а хотя бы застолбиться всерьез и профессионально в той нише, которую заняли и которую теперь надо осваивать.