0
1312
Газета Культура Интернет-версия

11.06.2008 00:00:00

Степной волк и автоматчиков полк

Тэги: кино, фестиваль, кинотавр


На «Кинотавре» продолжается конкурсный показ. Скучноватое и благостное течение фестиваля приятно нарушил фильм Михаила Калатозишвили «Дикое поле». Режиссер Михаил Калатозишвили долгие годы был обречен на непременное разъяснение, следующее за его именем: «Внук того самого Калатозова». Избавиться от почетного, но тягостного ярлыка можно было только одним способом – снять фильм, после которого упоминание о великом предке будет идти уже второй строкой.

Калатозишвили не один год пытался это сделать. Не получалось.

«Дикое поле» – фильм, на примере которого видно как никогда: есть сценарий – будет фильм. Лучше ли, хуже ли, но будет обязательно. Сценарий «Дикого поля» много лет назад написали Петр Луцик и Алексей Саморядов, одни из лучших российских кинодраматургов («Дети чугунных богов», «Окраина»). Над драматургией Калатозишвили сделал очень качественную надстройку, призвав в помощь великолепных актеров, художников, операторов. Дикое поле – это жизнь. И хоть говорят «Жизнь пройти – не поле перейти», во многих случаях это оказывается именно так. Жизнь – это поле, и если удастся пересечь его от начала и до конца – считай, жизнь удалась. А для подавляющего большинства людей на земле «выжил» и «жизнь удалась» – абсолютные синонимы. Потому что это нам только кажется, будто жизнь подчиняется законам, придуманным нами самими. Нет, если каким законам она и подчиняется, то тем только, что установила сама. Герои «Дикого поля» – жители степных хуторов, сюжетно скомпоновавшиеся вокруг одинокого жилища молодого, еще вчера городского доктора Мити (Олег Долин). В ровной и на первый взгляд мирной степи жизнь скачет сумасшедшим галопом, по пути опрокидывая не только все умозрительные социальные нормы, но и законы природы. Здесь человек может умереть, а к утру оклематься. Здесь Шекспир не то что отдыхает – он рыдает, потому что, оказывается, есть повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте. Здесь одуревший от степного солнца и измены Джульетты Ромео вспарывает любимой живот, а себе пускает пулю в грудь. Здесь местный пахан, отец родной и господь бог, – единственный на все хутора милиционер (Роман Мадянов) сам решает, кого из преступников оставить жить, а кого застрелить. Здесь есть телевизор, по которому рассказывают о столичном гламуре, а люди живут так, как, наверное, жили их предки, о которых напоминают лишь курганы.

И вся эта вроде бы чернуха удивительным образом вертится вокруг положительного героя – врача Мити. Роль Олега Долина – одна из несомненных удач российского кинематографа за минувший сезон. Молчаливый, молоденький, слегка лопоухий парень с бездонными и черными, как ночное небо в степи, глазами – единственный, кто хочет и может хоть чуть привести этот первобытный мир в относительный порядок. Режиссер наделил героя нездешней внешностью человека с глубоким темпераментом, который целиком направлен на осуществление тезиса «Кто-то должен». Он живет, чтобы спасать, спасать молча и рискуя умереть от руки того, кому вернул его дикую и первобытную жизнь.

Вряд ли этому фильму уготована счастливая прокатная судьба. Такое кино любят на зарубежных фестивалях, его охотно смотрят киноманы и специалисты, но публика уходит через полчаса. Что поделаешь – попкорн под него как-то не жуется и пиво плохо идет.

Зато можно не волноваться за судьбу «Обитаемого острова», презентацию которого устроил минувшей ночью режиссер этой экранизации романа братьев Стругацких Федор Бондарчук. Охрану одели в черные плащи, выдали автоматы и каски. Два дня строили на пляже зрительный зал, чтобы показать нарезку из фильма. Страшно предположить, какая часть бюджета фильма ушла на презентацию, но организовать умудрились ее так скверно и унизительно по отношению к людям, что вдруг стало страшно: а ну как автоматы у охранников случайно заряжены...

Сочи


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
655
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
654
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
528
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
339

Другие новости