0
1770
Газета Культура Интернет-версия

05.06.2008 00:00:00

Из частных рук – для общего просмотра

Тэги: выставка, икона


В Хлебном доме в Царицыне открылась выставка «Русские иконы из собрания М.Е.Елизаветина». С XIV до начала XX века глазами икон. 180 произведений, которые позволяют увидеть разные школы и традиции иконописи.

Говорят, это крупнейшая (или одна из) на сегодняшний день частная отечественная коллекция русских икон. Михаил Елизаветин (сделавший состояние в строительном бизнесе) иконы начал собирать, как он сам рассказывает, почти полвека назад. Это не единственное его увлечение (среди другого можно назвать, к примеру, коллекционирование предметов искусства Востока), но, по-видимому, самое страстное. К тому же это первая столь масштабная выставка-презентация его собрания. До того было участие в выставках Музея им. Андрея Рублева «Крест – хранитель всея вселенной» (2006) и «Шесть веков русской иконописи. Новые открытия» (2007), а также в недавней мартовской экспозиции в Третьяковской галерее «Возвращенное достояние» (показывали вернувшиеся из-за рубежа в Россию иконы директора Частного музея русской иконы Михаила Абрамова, Михаила Елизаветина и Сергея Ходорковского).

Всего в собрании Елизаветина около четырех сотен икон. И хотя на выставке представлена только половина, цифра все равно получается внушительная. Научные кураторы выставки и составители изданного к ней буклета (осенью ожидается выход полного каталога коллекции) Энгелина Смирнова (профессор МГУ, доктор искусствоведения), Наталья Комашко (ученый секретарь Музея им. Андрея Рублева) и Александр Преображенский (преподаватель МГУ, кандидат искусствоведения) отметили жемчужины собрания, которые могли бы составить честь любому музею. Здесь прежде всего два «Сошествия во ад» XIV века – самые древние во всей коллекции (одно из них – совсем недавнее приобретение из Швейцарии). Затем – очень качественные образцы новгородской школы эпохи расцвета иконописи XV века: «Преображение» или «Богоматерь Одигитрия» (типа Грузинской). Кроме того, некоторые житийные иконы – например, «Чудо Георгия о змие», от которого – что редкость – дошла точная дата (1679). XVII век выдает себя обилием деталей и прихотливостью рисунка. Наконец, Елизаветину повезло иметь у себя работы знаменитых мастеров – Назария Истомина (принадлежащего к прославленной Строгановской школе) и Симона Ушакова (из московской Оружейной палаты). С именем последнего связывают в первую очередь объемную трактовку ликов – что меняет традиционный иконописный язык и переводит это искусство на новый этап, устремленный уже в следующий век. Как видно, список обративших на себя особое внимание произведений довольно обширный (и он еще не полный).

В целом в огромной экспозиции отражены новгородская и псковская школы, иконопись Москвы, Ярославля, Костромы и Ростова, а также активизировавшихся в XIX столетии Палеха и Мстеры (они связаны преимущественно с культурой старообрядцев). Каждая школа – со своими особенностями, со своим лицом-ликом. Христианская история предстает в традиционных сценах, причем те или иные необычные детали акцентируют разные смысловые грани изображенного. Предстает также и в необычных, новых сюжетах (например, в житийных циклах). Предстает по-разному: и тонким рафинированным, и несколько примитивным грубоватым письмом. Типы фигур и ликов, колорит и сам выбор сюжета - отражение традиций конкретной школы и заказа определенного храма.

Как и во многих музеях, основную часть коллекции составляют иконы начиная с XVII века, древних памятников гораздо меньше, и это обычная ситуация. Совсем нет домонгольских образцов XII столетия. Жаль, но таких икон в принципе очень мало, и они, как говорится, наперечет. В любом случае, то, что удалось собрать, и тот достаточно большой процент не просто хороших, но очень качественных вещей – это удача. Сегодняшняя выставка объединила разные памятники, в том числе и те, которые были вывезены из страны и вернулись обратно, которые в итоге, как надеются организаторы, найдут свое место уже на страницах истории искусства. Время рассудит. А пока остается ждать создания музея, о котором мечтает сам Елизаветин. Его коллекция не будет распродаваться – она должна оставаться целостной и доступной зрителю.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
780
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
925
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
752
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
893

Другие новости