В Парижской опере на сцене Бастилии состоялся дебют Анны Нетребко. Исполнив Джульетту в опере Винченцо Беллини «Капулетти и Монтекки», прославленная певица восхитила публику и разочаровала критиков. Одна из рецензий названа: «Звезда, но не дива».
Сейчас все парижские меломаны стремятся попасть в театр Опера Бастиль. Здесь впервые поет звездное сопрано Анна Нетребко. Для своего дебюта 36-летняя певица выбрала шедевр бельканто – оперу Беллини «Капулетти и Монтекки» (1830), которую 12 лет тому назад поставил в Париже знаменитый канадский режиссер Роберт Карсен. Теперь этот спектакль заметно устарел, он удручает сценографическим однообразием и артистической статикой. Но директор Парижской оперы Жерар Мортье осознанно пошел на риск, воскресив эту маловыразительную постановку ради дебюта Нетребко.
Парижане только один раз имели возможность услышать Анну в марте прошлого года, когда она вместе со своим предпочитаемым звездным партнером – мексиканским тенором Роландо Вилазоном, выступила в Театре Елисейских Полей. Концертная программа, включавшая арии из опер Верди, Гуно и Чайковского, имела грандиозный успех: своим лучезарным вокалом Нетребко всех ослепила.
Теперь публика с нетерпением ждала появления русской примадонны на главной оперной сцене Франции. Билеты на восемь представлений шедевра Беллини уже давно все проданы. Будучи на шестом месяце беременности, Анна, учитывая сложность пения, решила участвовать только в пяти представлениях, на остальных ее заменит известная итальянка Патриция Чиофи.
В спектакле занята интернациональная команда исполнителей: американское меццо-сопрано Джойс ДиДонато (Ромео), американский тенор Маттью Полензани (Тибальд), русский бас Михаил Петренко (брат Лоренцо), хор и оркестр театра под руководством итальянского дирижера Эвелино Пидо.
На первом представлении парижская публика восторженно принимала всех солистов и горячо им аплодировала после каждой мелодической арии и лирических дуэтов, которыми так щедра опера Беллини. Наибольшее впечатление произвела ДиДонато. В сложной роли-травести она пленила богатым и красочным голосом, широкой и гармоничной амплитудой виртуозного пения, а также силой и глубиной вокальной экспрессии. Рядом с невысокой и полноватой американкой русская красавица казалась меланхолически отрешенной. В ее мягкой, слегка заторможенной пластике не ощущалось былого изящества и обольщения. Густой голос Анны звучал колоритно, насыщенно и свободно, но без ярких красок и тонких эмоций. К сожалению, ей не удалось достичь высот истинного бельканто – не хватило ни тона, ни стиля, ни школы.
Николь Дюо во французской «Воскресной газете» отметила: «Став суперзвездой в Петербурге, Лондоне, Вене и Нью-Йорке, новая дива разочаровала Париж. Нетребко не была на высоте своей репутации. Голос впечатляющей мощности, но монотонный и неэкспрессивный на высоких нотах, похожих на крики, казался типичным для русской школы, и не более».
В опере Беллини Нетребко действительно была не в лучшей форме. Излишнее форсирование высоких нот и слабые низкие регистры, нехватка дыхания для безупречной кантилены и недостаточная филировка звука – все эти вокальные огрехи, видимо, связаны с беременностью певицы. К тому же статические мизансцены Карсена не помогали Анне раскрыть ее редкую артистическую одаренность. В итоге в ее пении лирический романтизм Беллини обрел пафосные интонации Верди. Но французская публика, оглушенная славой Нетребко и опьяненная счастьем ее впервые увидеть на сцене Парижской оперы, по окончании спектакля устроила певице долгую овацию. Такой же громкий успех имела и ДиДонато. Ее изысканное бельканто взволновало даже взыскательных критиков. Замечательный состав солистов, которым чутко и внимательно аккомпанировал оркестр под управлением дирижера Пидо, обеспечил спектаклю широкую европейскую популярность. Она усилена и тем, что из-за беременности Нетребко отменила все свои дальнейшие международные выступления. Хочется верить, что после родов, о которых Анна откровенно рассказала английским журналистам, она вернется в столицу Франции с еще более красивым и отточенным вокалом, чтобы триумфально завоевать Париж и себя достойно утвердить в высоком титуле абсолютной оперной дивы.
Париж