0
2816
Газета Культура Интернет-версия

24.04.2008 00:00:00

Основной инстинкт-3

Тэги: театр, премьера, кармен


театр, премьера, кармен Кармен (Надя Крыстева) своей эффектностью разила наповал каждого приблизившегося к ней мужчину.
Сцена из спектакля

В Большом театре премьера: поставили бессмертную «Кармен». Опера идет в первой редакции – такой ее прохладно приняли парижские зрители и горячо – московские. «Кармен», по верному предсказанию Чайковского, уже более века считается одной из самых популярных опер планеты. Режиссер Дэвид Паунтни после спектакля бросает свои роскошные букеты в оркестровую яму, маэстро Юрий Темирканов на поклоны не выходит.

Накануне дирижер рассказывал в интервью, что изначально должен был дирижировать Марис Янсонс, он же подбирал постановочную команду и исполнителей заглавных партий, но в какой-то момент передумал участвовать. И тогда руководство Большого театра «в хорошем ресторане» «упросило» Темирканова стать дирижером-постановщиком. Получается, что Иксанов и Ведерников должны были уговаривать музыканта, который, заметим, уже не первый сезон занимает пост главного приглашенного дирижера Большого. Темирканов известен непримиримым отношением к современной оперной режиссуре: так, категорически не согласившись с режиссером, он отказался участвовать в постановке «Пиковой дамы» в Лионе. В прессе дирижер высказывался двусмысленно: с одной стороны, говорит, что в случае с «Кармен» просто не имел права отказаться, с другой – вроде как объективного повода нет. В чем причина его невыхода на поклоны, неизвестно: не то демонстрация несогласия с Паунтни, не то недовольство собой (что, конечно, маловероятно), не то просто плохое самочувствие (тоже ведь случается). В любом случае, по-настоящему живых, захватывающих мест в этой музыкальной работе, чего всегда так ждешь от дирижера экстра-класса, не так много, и те быстро растворялись. Бойкая, энергичная увертюра, например, перешла в унылую и неподвижную сцену в полицейском участке. Хотя отдельные сцены были сделаны тонко, небанально и непрямолинейно. Но часто создавалось впечатление, что дирижер просто забывал о людях на подмостках – оркестр постоянно расходился с певцами, словно музыканты в яме и на сцене существуют в каких-то параллельных мирах. А великолепные, захватывающие ансамбли контрабандистов были просто провалены.

Режиссер Дэвид Паунтни, снискавший славу модерниста и, по его собственным словам, готовый пойти с оружием против традиции, и здесь представляет собственную концепцию – стройную и убедительную. Знаменитое «ля либерте» – лакомое для режиссеров слово «свобода», Паунтни превращает в иллюзию свободы, в НЕсвободу общества. Сегодняшний гражданин капиталистического мира, обещающего со сверкающих рекламных плакатов красивую жизнь, отождествляет ее прелести с безграничными возможностями, но оказывается тем самым зажат в тиски ложной свободы, по сути, явялется рабом капитализма. Так и герои оперы зажаты в тесном пространстве табачной фабрики, с решетками на окнах и тяжелой металлической дверью, охраняемой полицейскими (художник Роберт Иннес-Хопкинс). Так похотливых мужчин водят на экскурсии полюбоваться работницами, сервис полный – даже цветочками обеспечат, которыми надобно одарить девиц. Среди последних есть «привилегированные» – те, кто двигается по подиуму в качестве живой рекламы, сексуально куря сигары и задирая ножки, большая же половина в это время, в серых халатах, стоя за решетчатым окном, уныло поет «мы вдыхаем аромат, наслаждаясь и веселясь»: вот он, кошмарный диссонанс – между тем, что есть на самом деле, и тем, во что девушки верят, – раскрыт режиссером в незначительной и даже проходящей сцене. Здесь же, на фабрике, прямо из картонных коробок выстроена декорация манящих гор, где орудуют контрабандисты, больше похожие на террористов; здесь же жаждущие праздника работники устраивают сами для себя яркий карнавал, предваряющий бой тореадора, со всеми признаками убийственной глобализации вроде молодого человека в костюме Микки-Мауса на роликах. Здесь же, собственно, корриду и смотрят – по телевизору.

Дух же истинной свободы по Паунтни олицетворяет Кармен. Не аморальная, но с отсутствием морали, то есть живущая по своим принципам и законам, она должна умереть, потому что – вот еще один диссонанс – таких Кармен не может быть много, иначе мир рухнет. Солистка Венской оперы Надя Крастева просто блестяще ведет свою Кармен: голос с бархатистыми нижним регистром и легкими верхами, необыкновенные драматические, порой даже яростные нотки и никакой пошлости, зачастую приписываемой Кармен. Певица выдающейся красоты уже одним только внешним видом сражает наповал. Ее первое появление – в луче света, на табуретке, в одном только полотенце. Шерон Стоун из «Основного инстинкта», как говорится, отдыхает. Этой Кармен не нужны пестрые юбки или наряды стриптизерш – в простом черном платье она, во-первых, безумно хороша, а во-вторых, отличается от обывателей и потребителей. На них работает Эскамильо (сочный и звучный баритон Александра Виноградова) – в расшитом блестками костюме, ассоциирующемся с нарядами Элвиса Пресли (еще одного кумира, олицетворяющего желанную материальную свободу), в окружении свиты девиц-чертиков и мужчин, имитирующих костюмы торреадора (или Элвиса?), он – идол, предмет восхищения и обожания.

Хозе в исполнении американца Жерара Пауэрса – обладателя звонкого тенора с характерным узнаваемым тембром – сжигаемый жаждой страсти, раздавленный ей (и в этом все Хозе мира одинаковы), убивает Кармен, вонзая снова и снова нож в ее сердце (точно как в пресловутом «Основном инстинкте», где героиня расправлялась со своими любовниками ножом для колки льда). И в этот момент, на миг, наверное, он мог ощутить ту самую настоящую свободу, которой жила Кармен, но наслаждаться ею Хозе довелось недолго. Он был застрелен Цунигой – из мести: за то ли, что хоть недолго, но обладал Кармен, или за оскорбление, которое нанес офицеру в баре. А месть, как известно, тоже чувство инстинктивное.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
920
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1240
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
954
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
792

Другие новости