0
1287
Газета Культура Интернет-версия

19.03.2008 00:00:00

Театр кукол?

Тэги: театр, образцов


Без малого 16 лет назад умер Сергей Образцов, основатель и руководитель одного из самых известных в мире театров кукол, который еще при жизни все называли образцовским. Все попытки найти худрука оказались неудачными, и в итоге главой театра назначили директора. Десять лет эта ситуация всех вроде бы устраивала, а сейчас – разразился скандал.

Трудно сказать, когда это письмо дойдет до адресатов и отправлено ли уже, журналисты получили его в начале недели: актеры Государственного центрального академического театра кукол имени С.В.Образцова просят Михаила Швыдкого и Александра Калягина обратить внимание на «планомерное уничтожение такого уникального культурного явления, как «Театр Образцова». К настоящему времени в театре сложилась невыносимая творческо-производственная обстановка. Коллектив расколот. В театре царит атмосфера взаимного неуважения, недоверия, а зачастую прямого антагонизма. Материально-техническая база текущего «образцовского» репертуара находится в плачевном состоянии. Доходит до того, что во время спектакля у кукол отрываются руки, ноги, отваливаются головы. Декорации находятся в катастрофически неудовлетворительном состоянии. В то же время огромные средства, рабочее время и трудовые ресурсы идут на обеспечение деятельности А.С.Денникова. По отношению к Денникову директор театра проводит протекционистскую политику вопреки решениям художественного совета, а зачастую и вовсе не советуясь с ним. Идет планомерная замена одной эстетики театра на другую».

Здесь сделаем остановку, поскольку информации и так очень много.

Естественно, корреспондент «НГ» поговорил и с актерами, и с директором, и, в общем, они согласны в том, что касается конкретных пунктов «обвинения». Свет в театральном фойе едва освещает лица зрителей? Борис Киркин, директор театра, соглашается: да, и вправду страшно войти. Но тут же обещает, что через полтора-два года снимут нынешний потолок, поднимут его с помощью современных материалов на 90 сантиметров, поставят фигуры, гардеробы перенесут в подвал, там же и буфет будет – такой же прекрасный, как помнят те, кто постарше, был когда-то. Малый зал не работает, караоке-клуб там? Да, есть такой договор, но караоке там только по субботам и воскресеньям, да и то после окончания спектаклей, а в остальное время там репетируют... Что еще? Куклы ломаются на ходу? Есть такое дело, но уже проведен капремонт «Необыкновенного концерта», пока – одного комплекта, сейчас очередь – второго, впереди – капитальное обновление других лучших спектаклей из «золотого образцовского фонда». Вообще всё будет хорошо. И птички в клетках, и рыбки в бассейнах – всё будет. Как в старом детском стишке: «Погодите, детки, дайте только срок, будет вам и белка, будет и свисток». Зарплаты могли быть больше, если бы дали президентский грант, но, говорит Борис Киркин, хоть и относятся к нам везде хорошо – и в министерстве, и в агентстве, и надеялись уже получить грант перед выборами, – не вышло. Но – дадут, конечно.

Фойе ужасное, темное, буфета фактически нет, а итальянский ресторан, который арендует довольно приличную площадь, отгородился от театра наглухо, да еще и кресла в зале такие, каких, кажется, нет ни в одном московском театре: просто рассыпаются на глазах, труха, одним словом. Директор говорит – и они скоро будут новые, предлагает показать образцы...

Совершенно ясно, что даже в театре деньги решают если не все, то очень многое. И, например, ситуация в Театре кукол на Спартаковской никого вообще не волнует, хотя кто может сказать, когда там вышла последняя премьера? А у них, оказывается, есть даже сайт. Можно узнать, что театр в апреле встает на капремонт, а пока – только-только выпустил премьеру «Лебединого озера»? Фантастика! И – тихо, как будто их и нет совсем. А образцовский театр, конечно, всем интересен. Потому что это слава и доблесть русского искусства, твердая валюта, до сих пор востребованная за рубежом, наряду с Александровским ансамблем песни и пляски и моисеевцами.

Дело не в Андрее Денникове, который, как теперь утверждают, в сердцах предложил тем, кому дорог Образцов, откопать его из могилы и возить с собой на гастроли. Не в нем, который печет свои спектакли, как пончики в подземном переходе, и примерно такого же недоброго качества. Денников, который чаще выходит на сцену сам по себе, чем с какой-нибудь куклой, а даже с куклой в руках старается встать или сесть так, чтобы из любого места его видели и слышали, – он не плох, вернее, не столько плох, сколько – удобен.

И директор подтверждает, что не собирается назначать Денникова художественным руководителем. Но и никого другого – тоже не собирается. Был эпизод – позвали лауреата «Маски», он поставил спектакль. Хороший, хоть и не «образцовский». Его сняли...

Больше знаменитых, интересных не приглашают. Зачем? План по спектаклям делает Денников. У него мало кукол? Зато у него в спектакле, как говорят у кукольников, живым планом играет Вера Кузьминична Васильева. Ее, прошу прощения, как куклу теперь выдвигают вперед, когда в очередной раз кто-то выражает недовольство Денниковым. Как можно? Ну что вы, конечно, нельзя... Пусть работает.

Через день после того, как в театре актеры провели собрание, два руководителя групп (народный артист России Федор Виолин и заслуженный – Роман Богомольный), принявшие в нем участие, были сняты со своих постов и заменены на других. Это – нормально, другой бы директор на месте Киркина поступил так же. А проблемы? Директор говорит, что сейчас вообще не до собраний, три спектакля в день, каникулы. Самое раннее – 8 апреля, тогда, мол, и поговорим... Говорит неправду – 17, 18, 19, 20 марта спектаклей в афише нет вообще.

Что делать?

В своем письме актеры просят Швыдкого учредить в театре художественную коллегию как орган, временно исполняющий обязанности главного режиссера, разграничить обязанности директора театра и художественной коллегии на финансово-административную и художественно-творческую соответственно, наконец – удалить из театра группу Денникова как структуру чуждую и несовместимую с понятием «Театр Образцова».

Последнее – вряд ли возможно. За Денникова попросит Вера Васильева, есть у него и менее известные, но очень деятельные защитники.

Художественная коллегия? Тоже сомнительный вариант – имеющийся опыт подсказывает, что такая форма возможна, когда речь – о творческом братстве (Васильев, Райхельгауз, Морозов – в Театре Станиславского, например), и никак иначе. Иначе театр гибнет, так как творческим людям административное дело доверять нельзя. Оппоненты называют Гергиева, но там единоначалие – сродни тирании, в мягком, разумеется, бескровном варианте.

Так что единственное, на что может рассчитывать театр, – на смену директора. И – не останавливаться, искать, не зная ни сна, ни покоя, режиссеров и нового худрука. Иначе – смерть, с Денниковым или без него. Хотя второй вариант, возможно (если отношения обострились настолько), будет кому-то приятнее.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
617
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
322
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
279
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
318

Другие новости