Настоящий Армен Григорян.
Фото Алексея Никишина
В галерее-бутике актуальной фотографии FotoLoft на территории Винзавода открылась выставка Алексея Никишина. Этот «черно-белый» фотограф получил несколько премий на международных конкурсах, печатался в зарубежных и российских журналах (MAXIM, GQ, DIGITAL PHOTOGRAPHER...). В России выставляется с прошлого года.
Его новый проект предлагает, как утверждается, «эксклюзивные психологические портреты звезд и неординарных личностей современности». Нынешняя первая часть – серия изображений рок-звезд. На галерейных стенах красного кирпича появились образы Андрея Макаревича и Евгения Маргулиса, Армена Григоряна («Крематорий»), братьев Самойловых («Агата Кристи») и братьев Кристовских («Uma2rmaН»), Вячеслава Бутусова, Сергея Галанина («Серьга»), Дмитрия Ревякина («Калинов мост») и других. Между галерейными стенами звучат знакомые мотивы.
На открытии многие рок-звезды все еще не вышли из роли моделей и с удовольствием позировали фотокамерам (тоже штрих к портрету). А между ними, иногда как будто в их тени (ведь личность фотографа остается за объективом, за снимком), быстро курсировал сам Алексей Никишин.
С первого взгляда эти снимки подкупают. Во-первых, загружается соответствующая музыка (одна звучит в зале, другая в зависимости от персонажа на фотографии – в голове). Во-вторых, притягательна эстетика черно-белого фото, обладающего способностью облагораживать. Может быть, оттого, что монохромные снимки умеют скрадывать детали нашего часто слишком цветного реального мира. В-третьих, крупный план и нейтральный фон (почти без всяких индивидуальных атрибутов) дополнительно сосредоточивают внимание зрителя на лицах. Представлены как одиночные портреты, так и групповые снимки всех музыкантов. Первые Никишин снимает на пленочный Leica со старыми объективами, вторые – на «цифру» (и они, по словам автора, являются в большей степени приложением к индивидуальным портретам).
Когда все лица идентифицированы, идешь по второму кругу в поиске художественных ценностей, и тут начинаются сомнения. Во-первых, «Uma2rmaН» – ребята, может, и неплохие, но уже не очень рок (хотя это скорее к концепции показа). Затем, и это главное, – психологизм портретов часто оказывается довольно однообразным, так что зритель может понять приемы его конструирования (а если их можно систематизировать, то это печально). В то время как на коллективных снимках все обычно «бодры и веселы», некоторые даже добродушно кривляются, в одиночных портретах модели застывают в задумчивости. В большинстве случаев фокус на лице (остальное чуть размыто), взгляд отведен в сторону, изображение погрудное или поясное. Игра света тоже довольно неприхотлива: он направлен с одной или другой стороны и освещает практически одинаковые участки. Причем такой задумчивый образ создается в независимости от сценического темперамента звезды. Будь то мечтательный Ревякин, Дидковский с саксофоном или Григорян, будь то Шклярский (среди предложенного – одни из наиболее интересных фото по композиции и по настроению), будь то брутальный Маврин.
Несколько подобных снимков хороши, но во всей серии не складывается главного – драматургии, нет заявленной «уникальности запечатленного┘ момента». Музыканты мечтательны и, что обидно, мечтательны одинаково. Кроме гитар и сигарет, здесь нет каких-либо особых атрибутов рока, как нет подобранного специально для каждого человека пространства. Хотя, может, они бы внесли частное в эту общую задумчивость. А так получаются вполне привлекательные внешне образы, правда, вот рок в таком виде едва ли не гламурен, и его индивидуальные манеры едва ли различимы┘ Чтобы данные портреты не потерялись, лучше их видеть по отдельности. Во время же серийного просмотра невольно задаешься вопросом: что их так всех озадачило?