0
1198
Газета Культура Интернет-версия

04.03.2008 00:00:00

Без берегов

Тэги: театр, мастеркласс


Мастер-класс – жанр, совершенно определенный и «законченный» на Западе и представляющий собой все что угодно, когда объявляется и проводится нашими мастерами. Мастер-класс Валерия Беляковича, который прошел в конце минувшей недели в Центре Мейерхольда, никого не разочаровал, хотя основатель и худрук Театра на Юго-Западе и не думал чему-либо кого-либо научить. Это был... мастер-класс.

Пространство Центра Мейерхольда Беляковичу – в самый раз. Черный кабинет как будто нарочно повторяет такие же «скромные» интерьеры знаменитого подвала на Юго-Западе. Черный кабинет и луч света, выхватывающий лицо актера из темноты. Дальше – на что хватит темперамента. Темперамент Валерия Беляковича, хоть актерский, хоть режиссерский, – известен. Взрывной, стихийный, тот самый русский бунт, беспощадный (в первую очередь – к самому себе), но, в отличие от пушкинского определения русского бунта, – не бессмысленный.

Что будет представлять собой мастер-класс Беляковича, никто предположить не мог. Знали, что будет читать «Пугачева», «Гамлета», а дальше как сложится – не знал никто. Белякович знал. Вечер был выстроен как по нотам, и случайному вопросу какого-нибудь взволнованного поклонника места в нем не было. Паузы были, но не было пустот.

В черной куртке, в фуфайке, открывающей волосатую грудь (независимо от времени года, обычное его облачение), Белякович вышел и обрушил на зрителей монолог Клавдия. Покончив с Шекспиром, внезапно опомнился и произнес, смущаясь: «Добрый вечер┘» Сказал, что счастлив выступать здесь, поскольку считает себя внуком Мейерхольда по творчеству (любимый учитель, Борис Равенских, был учеником Всеволода Эмильевича).

Валерий Белякович – актер нереализованный (по его собственным словам), ибо с 24 лет его забрала режиссура. С тех пор образовалось целое кладбище несыгранных ролей. И – целое кладбище ролей, уже сыгранных. Вспоминая о своем лучшем, «теперь уже можно говорить, гениальном актере», Викторе Авилове, сказал: «Сыгранные роли живут и будут жить, пока мы о них помним». И еще: когда он произносил на сцене монолог Клавдия «Удушлив мрак злодейства моего┘», он всегда ощущал на сцене присутствие Гамлета-Авилова.

Какие-то «случайные» истории, юношеские воспоминания и анекдоты были частью выстроенной «как по нотам» режиссерской партитуры. «В кассу» лег рассказ о том, как любимый педагог, Равенских, имел обыкновение опаздывать на занятия часа на два, «зато» задерживал потом учеников часов на пять. Частенько возвращались из института под утро. Как-то ранним утром проходили мимо жилого дома, с третьего этажа которого из раскрытого окна доносились стоны и крики страсти. Равенских остановился, дождался конца: «Слушай, Белякович, вот так никогда не сыграешь┘»

«Они все живы для меня. Равенских, Авилов, Копалов», – сказал Белякович и дальше, надо сказать, случилось нечто мистическое, необыкновенное. Он начал читать отрывок из «Случая в зоопарке» Олби, который играл когда-то с Авиловым. И тут начала происходить материализация партнера, в паузах, в обращениях, в том, как смотрел на своего случайного – по роли – знакомца, прохожего, Белякович из воздуха «складывался», реконструировался тот, другой, энергетикой которого сейчас питался страдающий, готовый уже умереть герой Беляковича. В сцене самоубийства с посторонней помощью присутствие Авилова уже было несомненным. И это был театр. И – Белякович, с его безразмерным, непримиримым темпераментом, бунтующей природой, революционным идеализмом (недаром для себя он выбирает героев, пренебрегающих человеческими законами, все сплошь убийцы – других ли, себя ли, будь то Клавдий, Пугачев, этот самый клошар из «Случая в зоопарке»), какой только и мог вытянуть 30-летнюю историю театральной студии, превратившей подвал на окраине в один из самых заряженных полюсов московской театральной жизни.

Белякович не стал устраивать вечер вопросов и ответов. Закончил выступление монологом Пигмалиона из собственного спектакля «Куклы»: «Когда я задумал своих кукол, я не мечтал о славе гения┘ Раньше было больше одержимых, романтиков непоправимых┘ Я был одним из них, «счастливых нищих». Добьюсь, они заговорят, добьюсь, и запоют, добьюсь, станцуют┘ Меня испепелял огонь создателя┘ И вот теперь, добившись славы, денег, я вдруг почувствовал, что я опустошен┘ Я – тень того Пигмалиона┘ Мне стали как-то тягостны мои спектакли┘ Театр принадлежит актерам живым, из плоти, крови, нервов┘ Куда приходят люди, чтоб испытать невиданные страсти».

Казалось, он высказывает собственные мысли. «Нерасторжимым единством зала и сцены» определил Мастер понятие театра и завершил вечер.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
871
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
543
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1068
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1053

Другие новости