Муза Параджанова и любимица советской интеллигенции.
Фото ИТАР-ТАСС
В Тбилиси умерла Софико Чиаурели, народная артистка Грузии, лауреат многих премий, но главное – любимица, если можно так сказать, советской интеллигенции. В ее ролях всегда был тот самый второй план, та «горская» независимость, которая воспринималась как внутренняя свобода.
Важно еще, что Софико продолжила династию, она, как говорят, была из хорошей семьи – отец, Михаил Чиаурели, был хорошим кинорежиссером и, что таило опасность, любимцем Сталина, а мать Верико Анджапаридзе – великой трагической актрисой. Когда в дни Великой Отечественной МХАТ эвакуировали в Тбилиси, в их доме бывали Немирович-Данченко, Книппер-Чехова. Это все тоже важно.
После окончания ВГИКа Софико уехала в Грузию и начала работать в театре им. Котэ Марджинишвили. Этот театр она знала с детства – здесь когда-то играла ее мать.
Сама Софико Чиаурели была и вправду одной из любимых актрис не только публики, знавшей толк в скрытых смыслах, ценившей вторые и третьи планы, но еще и режиссеров. Справедливо сказать, что Софико Чиаурели была музой Параджанова, но также снималась у Данелии, у Тенгиза Абуладзе («Древо желания», «Покаяние»). Метафорический и одновременно романтический грузинский театр находил в ее ролях материальное выражение. Советские зрители полюбили ее за роли в картинах «Ищите женщину», «Не горюй», «Миллион в брачной корзине».
Вторым мужем Чиаурели был безо всякого преувеличения великий футбольный комментатор Котэ Махарадзе, они многими так и воспринимались вместе, когда он тяжело заболел, казалось, она уходит вместе с ним. Он умер, и Софико Чиаурели решительно назвала свою жизнь счастливой – в том, что было (в одном интервью сказала, что выполнила жизнь на 80 процентов), и как бы закрылась, перевернула последнюю страницу.
«НГ»