В последнее время Борис Гребенщиков не дает московским любителям творчества группы «Аквариум» повода для обиды. Всего два месяца назад – 19–20 декабря – коллектив дал два больших концерта во МХАТе имени Горького, и вот еще два таких же – в СДК МАИ. А между ними было еще два с меньшим размахом, клубных – в «Апельсине» и «Союзе композиторов».
Декабрьские концерты начали так называемый «Лунный тур», в котором БГ шокировал публику бритой головой и длинной распущенной бородой. На новых концертах имидж лидера «Аквариума» не изменился – пожалуй, борода даже подросла. А вот по энергетике концерты получились совсем другие┘
«Лунный тур» – это название, как и все, связанное с Борисом Гребенщиковым, не случайно. Мхатовские концерты были пропитаны мягкой, но мощной энергией ночного светила. Мистики знают, Луна – носительница женской силы, силы богини Лилит. Луна из тех хозяек, что мягко стелют, да жестко спать. Такими были декабрьские концерты – неспешные, медитативно-завораживающие. Любопытно, что, изменив к февралю программу примерно на треть, Борис Гребенщиков добился совершенно другой атмосферы в зале. Он держал зал, словно великий Каа бандерлогов, несмотря на то, что устроители концерта создали для зрителей предельно некомфортные условия – за две недели до концерта вместо половины танцевального партера был выстроен амфитеатр, но стоячих билетов при этом, похоже, было продано столько же, сколько раньше, в результате многим пришлось смотреть на музыкантов со спины и слушать звук из мониторов, направленных на сцену, к тому же с потолка капала талая вода┘
Приятно удивил вставленный в середину программы целый блок старых песен. Большую часть из них никто из собравшихся физически не мог слышать раньше вживую. Бесконечно длинная композиция-кентавр из давно уже сросшихся «Вавилона» и «Аристократа». Сейчас на российской сцене существует немало групп, знающих, как должна звучать музыка регги, и при этом играющих ее предельно скучно. В начале 80-х музыканты «Аквариума» имели об этом ямайском стиле более поверхностное представление, и у них выходило нечто свое, совершенно оригинальное. А прошедшие через несколько психоделических аранжировок, эти песни превратились во что-то невероятное – как будто колдуны-вуду подняли из могилы зомби Боба Марли и заставили играть вместе с Pink Floyd, пригласив для отдельных партий музыкантов из группы System Of A Down. Вслед за этой сюитой, круто замешенной на плотном звуке, Борис Гребенщиков практически под одну гитару исполнил песню «С той стороны зеркального стекла» с одноименного альбома, записанного в 1975 году! Тридцатитрехлетняя песня, написанная некогда двадцатилетним БГ, вовсе не выглядела архаично! Еще на радость старым ценителям «Аквариума» прозвучали «Второе стеклянное чудо» и «Не трать время». В основном же программа состояла из песен с альбомов «Zoom Zoom Zoom» (2005) и «Песни рыбака» (2003). Видимо, композиции с последнего суперхитового альбома «Беспечный русский бродяга» (2006) успел поднадоесть самим музыкантам┘
Этот концерт уже не был лунным, но и солнечным он не был тоже. Больше всего он напоминал таинственный «Час Быка», когда Луна уже уходит и все в природе замирает в ожидании восхода дневного светила.