0
810
Газета Культура Интернет-версия

07.02.2008 00:00:00

Заявка на сверхчеловека

Тэги: балет, мариинский театр, гергиев


Оперой Рихарда Штрауса «Электра» в исполнении солистов и оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева открылся показ работ, номинированных на премию «Золотая маска».

«Электрой» (спектакль прошел на Новой сцене Большого театра) открылась также и мини-программа под названием «Премьеры Мариинского театра в Москве», в ее рамках покажут еще одну оперу («Енуфа») и три одноактных балета («Серенада» на музыку Чайковского, «Ринг» на музыку группы «2Н Company» и «Пробуждение Флоры» на музыку Риккардо Дриго), выдвинутых в разных номинациях на соискание премии. К тому, что Мариинка покажет свои работы первой и несколько раньше начала основной программы, все уже привыкли: график маэстро Гергиева слишком напряженный для того, чтобы подстраиваться под «Золотую маску».

«Электра» (подробную рецензию премьеры смотрите в «НГ» от 17 мая 2007 года) выдвинута на премию «Золотая маска» в пяти номинациях – как лучший оперный спектакль, лучшая работа режиссера (Джонатан Кент), лучшая женская роль (Лариса Гоголевская), лучшая работа художника (Пол Браун) и лучшая работа художника по свету (Тим Митчелл), – заявка весьма солидная и имеющая шансы на успех. В частных номинациях, конечно, поскольку победу в общей можно было с уверенностью предсказать еще 1 сентября 2006 года, когда в Большом театре состоялась премьера «Евгения Онегина» в постановке Дмитрия Чернякова.

Джонатан Кент хорош психологическими сверхсюжетными надстройками, он раскрывает не только трагедию Электры, сжигаемой страстной любовью к отцу и сжигающей ее изнутри идеей мести, в которых собственно и состоит смысл ее жизни – отец отомщен, и в судорогах танца Электра падает замертво. Но Кент показывает и трагедию семьи, которая началась, видимо, задолго до смерти Агамемнона, а закончилась тогда, когда за Орестом закрылась дверь и несчастная Хризотемида, самая приземленная и потому самый человечный персонаж, остается одна, с протянутыми к Оресту, который даже не оглянулся на сестру, руками.

Построенную Полом Брауном двухъярусную конструкцию, делящую сцену на гадкий мир Электры со сваленными в кучу старыми вещами и внешне благополучный интерьер дворца, объединяет винтовая лестница (из двух половин – одна шикарная, другая – составленная из хлама) – лестница, которая, казалось бы, ведет из рая в ад, но не наоборот ли? В «покоях» Электры гораздо больше гармонии, чем в пропитанных ядом неестественного света верхних интерьерах. Электра в интерпретации Ларисы Гоголевской покоряет своим безобразием. Но этот опустившийся на дно уже нечеловек (в нелепых грязных одеждах, со спутанными волосами), одержимый верностью своей цели, приближается скорее к сверхчеловеку.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
327
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
296
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
447
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
280

Другие новости