0
915
Газета Культура Интернет-версия

28.01.2008 00:00:00

Белая птица с черной отметиной

Тэги: михалков, премия, золотой орел, кино


михалков, премия, золотой орел, кино В фильме «Артистка» артистка Евгения Добровольская сыграла артистку, за что получила «Золотого орла».

В Москве на «Мосфильме» прошла церемония вручения премий «Золотой орел». Награду за лучший игровой фильм получил фильм Никиты Михалкова «12», за режиссуру – Никита Михалков, за сценарий – Алексей Попогребский («Простые вещи»). Лучшей актрисой признали Евгению Добровольскую («Артистка»), лучшим актером – мужскую сборную фильма «12». Главное ощущение: неловко за всех, в первую очередь за Михалкова.

На церемонии вручения «Золотого орла», получая главную птицу, Никита Михалков не преминул бросить камушек в огород недругов. Что бы ни говорили потом, это было честное голосование, заявил он, предвидя обвинения в лизоблюдстве своей академической паствы.

Не будем оспаривать здесь искренность этого заявления. Тем более что Никита Сергеевич, похоже, быстро начинает верить в искренность собственных начинаний и потом уж верит до конца. Не станем сомневаться и в честности самого голосования. Тем более что в данном случае это совершенно не важно.

Чинная приличная церемония. Без ненужных длиннот, если не считать таковыми вручение «Орлов» за телевизионные работы. Но тут дело понятное – о трансляции думать нужно. Да и вообще – с телевидением дружить надо, а значит, сериалы награждать придется, никуда не денешься. Впрочем, справедливости ради надо сказать, что «Завещание Ленина» Николая Досталя, выигравшее «Орла» в номинации «Лучший мини-сериал», – работа вполне достойная.

Никаких особых украшательств на сцене – только сверкающий орел в углу, завалившийся на одно крыло и оттого похожий на огромную подстреленную чайку. Простота всего происходящего могла бы умилить до слез, если бы сам «Золотой орел» со всеми своими учредителями, создателями и участниками не так истово умилялся сам себе.

Как юнец переходного возраста, «Орел» суетился и просил всех радоваться вместе с ним тому, какая он важная птица. Перво-наперво объявили, что полгода назад с помощью Виктора Вексельберга создали фонд «Урга – территория любви». «Урга» – это чтобы не забывали, откуда у «Орла» ноги растут. Фонд призван помогать нуждающимся ветеранам кино. Сказав «а», не сказали «б». Кому-то помогли? Кому? Может, Михаилу Кононову, умершему в нищете и не имевшему денег на лекарства? Тамаре Носовой, скончавшейся в жутких условиях? Помощь-то где? Где та территория любви?

Наверное, это тоже не важно. Отрапортовали – и слава Богу.

Объявили, что «Золотой орел» – главная кинопремия страны. Ладно-ладно, конечно, главная. Кто ее таковой назначил? Сами же и назначили. Потом ведущий церемонии Федор Бондарчук совсем уж расправил орлиные крыла и отчеканил, что без «Золотого орла» история отечественного кинематографа немыслима. Наверное, надо отменить в этом году 100-летие российского кино и начать отсчет с 2003 года, когда вылупилась нынешняя главная кинопремия страны.

Все знали заранее, что приз за лучшую мужскую роль второго плана дадут Александру Абдулову. Потому что умер. Был бы жив – дали бы Броневому. Знали, что за лучшую роль в телесериале дадут Андрею Краско – потому что умер. Так и сказали со сцены: мы заранее знали, кому дадим этот приз. Жаль. И у Абдулова, и у Краско – очень средние роли в более чем средних фильмах. А актеры замечательные. Сомнительное признание им уготовили. Александр Татарский, тоже ушедший в минувшем году, удостоился «Орла» за лучший мультфильм – «Гора самоцветов». Фильм действительно отличный, тут и говорить нечего. А за Абдулова и Краско обидно.

«Они любить умеют только мертвых». Похоже, любить мы умеем только тех мертвых, которых не полюбить на людях нельзя – не поймут. Кого только не поблагодарил Владимир Наумов, принимая «Орла» за «выдающийся вклад в мировой кинематограф», – и академию, и первый павильон «Мосфильма»┘ Сколько вложил Наумов в мировой кинематограф, вряд ли мировой кинематограф знает, но большую часть своих картин он снял в соавторстве с Александром Аловым. И «Бег», и «Мир входящему», и «Тегеран-43». Алову в этом году исполнилось бы 85. Наверное, про него вспомнят в день юбилея... И тех, кто в минувшем году ушел, не вспомнили ни единым словом. Кроме тех, кого номинировали, разумеется. Ни Михаила Ульянова, ни Кирилла Лаврова, ни Михаила Кононова, ни Любовь Полищук, ни Виктора Павлова, ни Владимира Сошальского┘ Правильно – уважающая себя премия не должна выглядеть провинциальным поминальником. Вот на «Оскаре», скажем, такого не делают. Да здравствует «Оскар», скопируем у него все лучшее.

Не будем обсуждать и тем более осуждать выбор «Золотого орла». Ну решили не замечать почти гениальной операторской работы Михаила Кричмана в «Изгнании», как и сам фильм в целом. Ну дали «Орла» за операторскую работу Владимиру Климову – за сериал «Ленинград», более чем посредственный. Так ведь Первый канал, с ним поди не посчитайся.

Не получить нескольких «Орлов» и главного в придачу за «12» у Никиты Михалкова шансов не было. Впрочем, будь воля автора – дала бы награду Сергею Гармашу, который здесь просто блистателен. Остальные – кто-то лучше, кто-то слабее. Ну да ладно, дали всем – и хорошо.

Шанс не получить «Орла» у Михалкова, разумеется, был. Но только в одном случае: если бы он снял свой фильм с голосования. «Что не запрещено, то разрешено» – хороший тезис. Но только для Уголовного кодекса. А для жизни вообще – очень сомнительный. Конечно, формально Михалков не имел никаких преград для участия в «Орле». Формально он не имеет отношения к руководству академии, но это его академия и его премия. Им придуманная, им созданная, им лоббируемая, им руководимая. В такой ситуации не участвовать в собственном награждении было бы жестом правильным, достойным и даже красивым. Но, видно, испытывать неловкость за самое себя умеют не все. Понимать, что разрешенное может быть неприличным, дано не каждому. В конце концов растечься слезами любви к президенту на федеральном канале в день его рождения – разве запрещено? Упаси Бог – нет, конечно. Но – неприлично, как неприлично давать «главную кинопремию» самому себе. Когда-то Михалков обижался, когда его называли «барином». Да помилуйте, какое уж тут барство? Разве настоящий барин себе такое позволит? Нет уж, не барское это дело...

Знаю, многие с таким подходом не согласны. Осуждают Сокурова, отозвавшего «Александру» и тем самым не давшего никому из съемочной группы возможности получить премию. А Михалков, как говорят, любит тех, с кем работает. Актерам – лауреатам «Золотого орла» теперь ставки существенно повысят. Наверняка все так и есть. Только чувство неловкости от этого не проходит. Не зря орел так неловко на одно крыло завалился.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
817
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1089
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
864
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
707

Другие новости