0
2086
Газета Культура Интернет-версия

25.01.2008 00:00:00

Страна Советов не для обложки

Тэги: рыбчинский, ссср, выставка, фото


рыбчинский, ссср, выставка, фото Ветер. Московская область.1980.
Фотографии Юрия Рыбчинского предоставлены Московским домом фотографии

Геолог по образованию, Юрий Рыбчинский некоторое время сотрудничал с АПН, «Комсомольской правдой» и «Сменой» как литературный корреспондент. Большая доля времени пришлась на «Советский Союз», где он и писал, и фотографировал. Затем, в середине 1980-х, поменял журналистику на котельную, не забросив при этом ни фотоаппарата, ни увлечения литературой. Рыбчинский участвовал в зарубежных выставках фотографов андеграунда, успел вместе с другом Эдуардом Гладковым собрать внушительную коллекцию отечественной фотографии – «Музей фотографических коллекций», – которую и подарил МДФ. Теперь открылась его большая, качественная выставка в одном из центральных залов Москвы. Где как своеобразный комментарий к работам показывается архивное интервью фотографа 1999 года для передачи Евгения Дворжецкого «Про-Фото».

Отсюда рукой подать до Кремля, а работы Рыбчинского далеки от той «прилизанной» и «умытой» картинки общества, которую упорно навязывало государство. Потому, собственно, фотографу и стало не по пути с «Советским Союзом». Рыбчинскому надо сказать о «Вытрезвителе в Череповце», о «Городке» с домом престарелых и инвалидов, об «Исправительной колонии», о «Церкви» и «Изначальном Соц-Арте» (все – названия серий). А это, хоть умри, никак не вписывается в представления о счастливой советской жизни – вот и остается Рыбчинский «В стороне от магистрали» со своей «кривой камерой», ставящей бесстрастный диагноз абсурдности тем реалиям, что не попадают на обложку официальной действительности.

Его повседневность, в отличие от повседневностей многих других, большей частью нелирическая. Она повседневная – иногда даже слишком. Вот типичная репортажная тема – рабочие («Ты смотри!.. Липецк») или животноводы («Бригада животноводов. Белгородская область»). А снято криво, не по-советски: рабочие не счастливо улыбаются, а как-то кривовато усмехаются, неприглядно как-то; а животноводы – насупившиеся мужики под одним из типичных подбадривающих лозунгов. А вот «Два солдата. День Победы» – молодой здоровяк, целуя, почти сминает ветерана с увешанной орденами грудью и букетом ландышей в старческой руке. Некрасиво? Зато никто не лезет из кадра вон со своей деланой улыбкой.

А вот череда других снимков – на те темы, которых в СССР не должно было быть. Чахлый юноша-художник в ИТК или – когда срок уже позади и дела идут на костер – отпечатки пальцев и обгоревшие фотографии в «гнездах» свернувшейся черной бумаги. Двое пьяных, как случается, заваливаются (вообще говоря, это ж надо еще поймать!) – причем заваливаются так, что головы остаются где-то за кадром, а рука одного, напротив, стремительно в этот кадр въезжает. Резкие и нерезкие части, «случайная» композиция – будто нарушено равновесие самой камеры: конечно, она же кривая, потому что «кривой мир можно увидеть только кривым взглядом».

Лирика у Рыбчинского тоже есть, только она нелиричная и несентиментальная. Удаляется от нас в размытую даль некий мужчина в костюме и с сеткой в руках, а ветер сорвал шляпу и уносит («Ветер. Московская область»). «Девочка, рисующая на асфальте», сидит одна-одинешенька, в сандалиях и закатанных толстых носках, на фоне бельевых веревок и дворовых завсегдатаев. Этих персонажей как будто случайно подсмотрели – они нас не видят, не навязываются картинной позой.


Участник праздничной демонстрации. Ул. Большая Лубянка, Москва. 1980.

Завершает обзор (в том числе и хронологически) серия «Лица и положения»: Ельцин, Шеварднадзе, жестикулирующий Жириновский┘ А также редкие кадры совсем «несветской» хроники: пожилые Лотман или Анастасия Цветаева с портретом сестры, Высоцкий в больнице или Ростропович в ночь путча в Белом доме┘

Ракурс у фотографа всегда на особом положении. И самое важное – не изысканно подготовленный профиль или фас и даже не диагонали, а – как назвал это Михаил Сидлин – «с коленки» или «под градусом». Он наклоняет, переворачивает, двигает камеру специально для того, чтобы зафиксировать картинку как она есть, а не чтобы картинка застыла, а камера до нее «снизошла». Поэтому в итоге получается будто уходящая из-под ног пьяных земля и такой же эффект в «Старухе с топором», а то вдруг взгляд «спотыкается» о чью-то коленку или подбородок. Автор с неожиданных подчас позиций всматривается в людей, предметы и события, чтобы в итоге показать их объективнее. Некрасиво получается? Зато честно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1059
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1014
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
816
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
534

Другие новости