«Горе от ума» настолько провокативно, что режиссера сразу обвинили в русофобии.
Сцена из спектакля. Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Впервые иностранец, пусть и нашего общего – советского – происхождения, возглавил столичный театр, к тому же театр с традициями – Вахтанговский. Фантастический реализм, «вахтанговское начало», передача секретов мастерства «по прямой», так что никогда не составляло труда выстроить цепочку от самого что ни на есть начинающего артиста к Евгению Багратионовичу, – все это, пусть и трудно определимое и неосязаемое, осталось в прошлом. Тем не менее и Туминас не может быть назван совершенно чужим: он уже работал здесь, выпустил «Ревизора» и именно Михаил Ульянов выбрал его среди других претендентов, хотя склонялся и к другим кандидатурам. Осознавая тяжесть предлагаемой ноши, Туминас долго отказывался, а согласился уже после смерти Ульянова и взял еще полгода, чтобы расквитаться со старыми долгами. Среди них было и «Горе от ума» в «Современнике». Если бы не новая должность, скорее всего отклик на премьеру вышел бы более спокойным. Кому не понравилось – поругали бы, кому понравилось – выразили бы свой восторг. В данном же случае на Туминаса обрушились с обвинениями в русофобии, напомнив подобные дискуссии конца 80-х – начала 90-х, когда в спектаклях из ближнего зарубежья такие интонации вправду проглядывали. Премьера в «Современнике» располагала к тому, чтобы разобраться в себе, спектакль провокативен и перпендикулярен самому новому времени. Но бдительные зрители решили разобраться с тем, кто его поставил. А «Горе от ума», вызвавшее столь ожесточенные споры, как ни крути, все равно – из самых интересных премьер 2007 года.