Спектакль длиной в десять часов: это, конечно, не подвиг, но что-то героическое в этом есть. Сцена из спектакля «Берег утопии».
Фото предоставлено РАМТом
Премьера трилогии Тома Стоппарда «Берег утопии» обречена на то, чтобы войти в историю. В том числе и потому, что едва ли не впервые на русской сцене так подробно говорится о русской истории. Можно, конечно, вспомнить «Декабристов», «Народовольцев» и «Большевиков» в «Современнике», но там театру пришлось ангажировать сразу трех авторов. В РАМТе все три части играют в один день, большинство ролей – без второго состава. Поэтому играют редко, но в один день: начало – в полдень, заканчивается спектакль около десяти вечера. 68 актеров, 70 персонажей, около полутора тысяч костюмов, 8 часов чистого театрального времени и 35 лет из жизни России и Европы, в том числе и ее главных героев, героев XIX века, но сильно повлиявших даже и на нашу жизнь. Герцен, Огарев, Бакунин, Белинский, но также (куда же без Европы?!) – Маркс и прочие европейские революционеры, мастера теории и практики┘ Эх, в нынешнем контексте спектакль, конечно, звучит уж больно «ко времени»: живите тихо, без революционных завихрений, раскачаете лодку – всем плохо будет. Получается, будто бы спектакль Алексея Бородина – воспользуемся морскими образами – дует в паруса «Единой России», зовет к полной и окончательной победе стабильности... А можно все увидеть иначе: эти восемь часов в театре за многие годы впервые (если не считать андерграундные, то есть в буквальном смысле подвальные опыты Театра.doc) говорят о судьбе России. Не просто о каких-то выдуманных героях, но о судьбе и предназначении. О миссии, если хотите. России вообще и ее лучших людей.
Алексей Бородин сумел осилить эту многочасовую эпопею. «Скучную» историю Стоппард, а за ним и Бородин превращают в увлекательную не детективную, не приключенческую, а семейную историю в духе Чехова, который и увлек Тома Стоппарда в это путешествие к другим берегам. Без преувеличения – один из самых живых спектаклей нынешнего сезона.