0
933
Газета Культура Интернет-версия

20.12.2007 00:00:00

Мимо почек

Тэги: фильм, кино, мелодрама, мурадов


фильм, кино, мелодрама, мурадов Кирилл (Алексей Макаров) охотно разрулил проблемы провинциального городка.
Кадр из фильма «Ночные сестры»

В прокат вышел фильм Алексея Мурадова «Ночные сестры» – незамысловатая комедийная мелодрама. Примечательно в ней то, что это один из редчайших случаев в отечественном кино, когда авторы не стесняются открыто играть по законам мелодраматического жанра.

Алексей Мурадов, ученик Алексея Германа, успел снискать популярность в нешироких кинематографических кругах после мрачного артхаусного «Змея» и запутанного «Червя». В прошлом году в интервью «НГ» он признался, что хочет вызывать у зрителя настоящую боль, а для этого его, зрителя, надо бить прямо по почкам. В «Змее», рассказе о человеке, приводящем в исполнение смертные приговоры, Мурадову это вполне удалось.

Новая его картина «Ночные сестры» вызвала недоумение в самом начале – мрачный крушитель зрительских почек теперь решил проверить на прочность другие органы, вывалив разом весь хрестоматийный набор самой махровой лучезарной мелодрамы. В Псковской области находят искореженный «Мерседес» с молодым человеком внутри, приятной наружности и еще более приятной экипировки. Галстук – 200 долларов, пиджак – 5 тысяч и т.д. У Кирилла (Алексей Макаров) три отличительных свойства: амнезия, болезненное желание говорить что думает и большая охота до женского пола. Последнему – вообще раздолье, потому что к московскому миллионеру приставлены для ухода три очаровательные медсестрички. Завязка – почти по гоголевскому «Ревизору»: заезжего оболтуса без роду без племени принимают за высокопоставленное лицо и рвутся решить с его помощью собственные проблемы. Которые тот, надо сказать, охотно решает.

Сюжет более чем расхожий, развязка ожидаема. Почему при этом «Ночные сестры» не раздражают? В первую очередь потому, что заставляют вспомнить о наличии в слове «мелодрама» позитивного значения. В конце концов мировая литература зиждется на этом жанре, и такие гении, как, скажем, Достоевский, вовсе не были чужды мелодрамы. «Униженные и оскорбленные» – это не мелодрама? А «Евгений Онегин»? А «Бесприданница»? Все-таки проблема не в жанре, и пора освобождать понятия и термины от привнесенных позднее лишних значений. Если к слову «мелодрама» автоматически ставишь эпитет вроде «сопливая», «назидательная», «слезливая» и пр. – значит дело не в жанре, а в дурном исполнении.

Режиссеры любят открещиваться от жанра мелодрамы, предпочитая эвфемизмы – «история любви», «добрый фильм»┘ Похоже, что просто качественно снимать мелодрамы мало кто умеет, и к тому же считается зазорным сказать: «Да, я снял сказку, мелодраму, в жизни так не бывает, но сказка на то и сказка». Режиссеров можно понять – мы, в том числе и критика, так долго жили в мире давно развешенных ярлыков, что порой предпочтительнее придумать для себя новый жанр, чем добровольно подставлять лоб под старый ярлык и ходить с ним до скончания века. Но в результате мы имеем смазанную картину – мелодрама со всеми ее признаками выдается зрителю за некую возможную правду, по принципу «а почему бы и нет?» Множество отечественных фильмов последних лет продемонстрировали эту боязливость – все что угодно, настаивать буду, что в фильме – чистая правда (на худой конец – «почему бы и нет?»), и даже под пытками не признаюсь, что снял чистую мелодраму. «Дура» Максима Коростышевского, «Итальянец» Андрея Кравчука, «Внук Гагарина» Андрея Панина, «Сибирский цирюльник» Никиты Михалкова, «Артистка» Станислава Говорухина и десятки прочих картин, созданных в строгом соответствии с правилами мелодрамы, однако делающих упор на правдивость сказочного сюжета, – типичный пример неуважительного отношения к жанру. Попользовались – и отреклись.

Возвращаясь к «Ночным сестрам»┘ Мурадов смотрит на своих героев и на ситуацию совершенно отстраненно, он словно сам посмеивается над надуманностью сюжета и приглашает посмеяться и нас. Оттого становится легко и свободно. Никто не держит назидательно указательный пальчик, никто не учит нас жить, идеальный герой и страдающая героиня, как это полагается в классической мелодраме, обретают друг друга вопреки всякой логике. Как и требуется от героев честной лирической мелодрамы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
852
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1141
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
898
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
733

Другие новости