0
1293
Газета Культура Интернет-версия

29.10.2007 00:00:00

Грусть, тоска и «Сплин»

Тэги: мхат, машина времени, концерт


Нынешняя Москва не страдает от недостатка самых разных концертных площадок – кажется, можно найти на любой вкус. И все-таки даже на фоне этого изобилия выделяется зал МХАТ имени Горького, всего на пару дней в месяц предоставляемый музыкантам. Это не клуб, где можно поесть, выпить, пообщаться, а заодно и послушать музыку┘ Здесь нет стоячего партера, где можно потанцевать┘ Это зал, куда приходят люди исключительно для того, чтобы послушать музыку. И ничего больше. Причем приходят почти полторы тысячи одновременно. В связи с этим певцов и коллективы, которые выступают во МХАТе, объединяет нечто общее – все они исполняют музыку для ушей и для души.

Здесь есть любимцы (например, «Аквариум»), а есть и те, кому после одного выступления ход был закрыт. Руководство театра строго следит за тем, кого выпускать на сцену. Что примечательно, именно здесь музыканты не боятся представлять публике совершенно новый материал┘ На прошлой неделе площадку МХАТа отдали музыкантам на несколько дней подряд.

Если бы Фрэнк Синатра жил в нашей стране, в детстве играл с мячом в «Штандер-Вандер», потом слушал Окуджаву и читал Аксенова, то он непременно стал бы похож на нынешнего Андрея Макаревича – такого, каким он явился во главе «Оркестра креольского танго», в черном пиджаке, узком галстуке и штиблетах с белым верхом. Но тогда у Синатры, увы, не было бы шансов на успех, поскольку Макаревич уже есть и нам он ближе, роднее.

Начав концерт со старых хитов «Имитация», «Наливай» и «Счастье», музыканты очень быстро перешли к представлению совершенно новой программы. Альбом с названием «Штандер» («Кто знает, что это такое, поднимите руки», – попросил Андрей Вадимович и был вполне удовлетворен реакцией) запишут в ближайшее время на лондонской студии Abbey Road («Тот, кто однажды там поработал, не согласится на другое») и выйдет в начале декабря – вопреки всем законам шоу-бизнеса без раскрутки и ротации песен на радио.

Новый материал по стилистике ближе всего к американской эстрадной музыке 40–50-х годов. Хотя и задушевная интонация московских двориков ему не чужда. Это синтез в меру интеллигентной, в меру буржуазной, приджазованной музыки и задумчивых, в основном невеселых текстов. Одна композиция написана на стихи Михаила Генделева – чего раньше в творчестве Макаревича не случалось. Вообще похоже, что в «Оркестр креольского танго» Макаревич несет все то, чему тесно в «Машине времени», – в результате песни получаются разнообразнее, глубже и неожиданней и по музыке, и по текстам.

Спев восемь новых песен, коллектив вновь обратился к старому материалу – были исполнены две песни Окуджавы и старые хиты «Машины» в прекрасной аранжировке Станислава Борца. А когда Макаревич вставал с стульчика и вразвалочку шел к краю сцены за очередным букетом, он совсем уже не был похож на пафосного и слащавого Фрэнка Синатру┘

На следующий день на сцену МХАТа поднялся коллектив совсем иного поколения. Группа «Uma2rman» также вынесла на суд зрителей песни из нового альбома – им было отдано все первое отделение. Братья Владимир и Сергей Кристовские хоть и, как признались сами, бывают в родном Нижнем Новгороде не часто, но и столичной моде соответствовать не желают – этим и привлекают вниманием, этим и симпатичны. Имидж провинциальных простачков они сменили на имидж преуспевающих провинциалов – просторные черные брюки, шелковые черные же рубахи. Основные стилистические приемы остались теми же, что и в двух предыдущих альбомах. Они по-прежнему с провинциальной простотой и органичностью присваивают себе достояния всей мировой поп-культуры, переваривают и выдают нечто свое, неожиданное. Если раньше они в своих песнях запросто ездили в гости к Уме Турман, то теперь к ним самим приходят Уолт Дисней, Владимир Высоцкий и Андрей Миронов. Музыкантам группы помогали специальные гости, да еще какие: саксофонист Игорь Бутман, виолончелист Борислав Струлёв (для которого специально приобрели белый ковер!) и джазовый ансамбль братьев Ивановых

В пятницу сцена МХАТа была отдана целому фестивалю босановы, организованному Ириной Богушевской и Алексеем Иващенко. Они перевели на русский язык классическую подборку песен бразильского композитора Антонио Карлоса Жобима. В отличие от таких проявлений латиноамериканской народной музыкальности, как, скажем, самба или капоэйра, босанова является музыкой среднего класса, ее всегда играли, как точно сказала Ирина Богушевская, «хорошие мальчики с музыкальным образованием». Организаторам проекта помогли друзья: Сергей Мазаев аранжировал в стиле «босанова» советскую песню «На крылечке вдвоем» и композицию, как он сказал, «композитора Игоря Крутого на слова не менее крутого Игоря Николаева» «Я люблю тебя до слез», Дмитрий Хоронько так же изложил «Песенку о лете» из мультфильма, Алена Свиридова спела одну песню Жобима и одну свою, и только Алексей Кортнев честно спел три песни классика босановы в переводе «любимого» им Алексея Иващенко. Зато последний удивил аутентичностью. Он ведь известен не только участием в бард-дуэте, названном народом «Иваси», не только активнейшим участием в создании мюзикла «Норд-Ост», но и богатым опытом актерской работы в области дубляжа. Алексей Кортнев сказал, что у босановы есть три темы: грусть, тоска и печаль. Он не знал, что на следующий день будет «Сплин». Контраст со светлой босановой был резким. Александр Васильев казался «алхимиком наоборот» – он, казалось, свою жизненную энергию публично перегонял в вещество искусства. Он порадовал зрителей новшествами – двумя песнями, которые «по какой-то причине» не вошли е его последний альбом «Раздвоение личности».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1119
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
789
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
387
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
537

Другие новости