Риккардо Мути, его цветы и его улыбка.
Приезд итальянцев в Россию возмутил спокойствие (в положительном смысле слова) самой верхушки культурной интеллигенции. Кроме собственно знаменитостей музыкального мира, таких как руководитель оперной труппы Большого театра Маквала Касрашвили и тенор Бадри Майсурадзе, в зале были замечены Марк Захаров, Владимир Познер и Александр Соколов.
В этом проекте, пожалуй, уникально все: Мути, которого мы не видели и не слышали уже давно (особенно в качестве оперного дирижера), созданный им молодежный оркестр Луиджи Керубини, впервые побывавший в Москве, наконец, сама постановка – за маленьким исключением (одна солистка родом из Испании) hand made in Italia – создана для фестиваля в Равенне 2006 года.
«Дон Паскуале» – последняя опера Гаэтано Доницетти, написана в жанре оперы-буффа. Но, как подчеркивает Риккардо Мути, комичность и ирония у Доницетти в отличие от Россини всегда отмечены тенью великой грусти (вспомним, что Доницетти – автор трагической оперы «Лючия да Ламмермур»). «Я часто видел постановки «Дона Паскуале», упирающие на тяжелую вульгарную яркость, – сказал дирижер на пресс-конференции, – мне хотелось избежать фарса и карикатурности и достичь ощущения равновесия между тонким юмором и серьезной философией».
Сюжет оперы традиционен: в конфликте отцов и детей побеждает молодое поколение, проучив стариков, конечно же, с сопутствующими сюжету переодеваниями. Дон Паскуале, семидесяти лет, решает жениться и оставить своего племянника Эрнесто, отказавшегося взять в жены предложенную дядей кандидатуру, без наследства. Друг Эрнесто Малатеста задумывает аферу, в результате которой возлюбленная Эрнесто Норина под другим именем должна будет очаровать старика, выйти за него замуж и устроить «райскую жизнь» – так, что Паскуале еще сто раз пожалеет о своем решении. Эрнесто и Норина торжествуют.
Молодой режиссер Андреа де Роза и сценограф Итало Грасси создают на сцене условное пространство: с одной стороны, театр в театре, с другой – словно стирание границ между театром и жизнью. Действие разворачивается на небольшом возвышении (типа сцены), границы комнаты в доме Дона Паскуале обозначены висящими дверьми и картиной. Вокруг условной сцены – гримерка, по краям сидят рабочие сцены и костюмеры, которые в нужный момент помогут актеру одеться, вынесут необходимый предмет мебели на сцену. В самом конце, например, Дон Паскуале, не участвующий в финальном ансамбле, – одновременно и герой оперы, и актер, поскольку в момент всеобщего торжества он, одинокий, начинает снимать грим.
Все комедийные элементы, которых в этой опере немало, не опошлены и не становятся способом заставить зрителя «хвататься за животики», юмор, как того и хотел Мути, не перевешивает. Все драматические моменты воплощаются так, как это было бы в жизни: поневоле начинаешь сочувствовать отправляющемуся в долгий путь Эрнесто, решившему в силу бедности отказаться от своей возлюбленной и покинуть Рим, тем более что и в музыке – сплошная печаль.
«Дон Паскуале» – не только прекрасный учебный материал, но и просто хорошая опера. Фото Сергея Приходько (НГ-фото) |
Риккардо Мути выбирает «Дона Паскуале» не только потому, что это одна из любимых его опер (по приглашению Караяна дирижер дебютировал с ней на Зальцбургском фестивале в 1971 году, после чего не раз возвращался к этому сочинению), но и потому, что партитура Доницетти – прекрасное учебное пособие для молодых оркестрантов и певцов. Оркестр Луиджи Керубини под управлением Мути легок и изящен, не перекрывает певцов, но в то же время выходит на первый план, если того требует драматургия. Вокалисты – Никола Алаймо (Дон Паскуале), Марио Кассии (Малатеста), Марио Дзеффири (Эрнесто) и Лаура Джордано (Норина) – техничны, демонстрируют настоящую школу бельканто. Возможно, у тенора Дзеффири чересчур много вибрато, а Лауре Джордано не хватает индивидуальности в тембровой окраске голоса. Но эти небольшие недостатки теряются в блестяще выстроенных ансамблях, которых в этой партитуре немало (особенно в комических ситуациях, с использованием непременных для оперы-буффа скороговорок). Этим же свойством – слаженностью и музыкальностью – отмечен и хор (коллектив муниципального театра Пьяченцы).