0
1638
Газета Культура Интернет-версия

29.10.2007 00:00:00

Что наша жизнь? Игра

Тэги: мути, касрашвили, майсурадзе


мути, касрашвили, майсурадзе Риккардо Мути, его цветы и его улыбка.

Приезд итальянцев в Россию возмутил спокойствие (в положительном смысле слова) самой верхушки культурной интеллигенции. Кроме собственно знаменитостей музыкального мира, таких как руководитель оперной труппы Большого театра Маквала Касрашвили и тенор Бадри Майсурадзе, в зале были замечены Марк Захаров, Владимир Познер и Александр Соколов.

В этом проекте, пожалуй, уникально все: Мути, которого мы не видели и не слышали уже давно (особенно в качестве оперного дирижера), созданный им молодежный оркестр Луиджи Керубини, впервые побывавший в Москве, наконец, сама постановка – за маленьким исключением (одна солистка родом из Испании) hand made in Italia – создана для фестиваля в Равенне 2006 года.

«Дон Паскуале» – последняя опера Гаэтано Доницетти, написана в жанре оперы-буффа. Но, как подчеркивает Риккардо Мути, комичность и ирония у Доницетти в отличие от Россини всегда отмечены тенью великой грусти (вспомним, что Доницетти – автор трагической оперы «Лючия да Ламмермур»). «Я часто видел постановки «Дона Паскуале», упирающие на тяжелую вульгарную яркость, – сказал дирижер на пресс-конференции, – мне хотелось избежать фарса и карикатурности и достичь ощущения равновесия между тонким юмором и серьезной философией».

Сюжет оперы традиционен: в конфликте отцов и детей побеждает молодое поколение, проучив стариков, конечно же, с сопутствующими сюжету переодеваниями. Дон Паскуале, семидесяти лет, решает жениться и оставить своего племянника Эрнесто, отказавшегося взять в жены предложенную дядей кандидатуру, без наследства. Друг Эрнесто Малатеста задумывает аферу, в результате которой возлюбленная Эрнесто Норина под другим именем должна будет очаровать старика, выйти за него замуж и устроить «райскую жизнь» – так, что Паскуале еще сто раз пожалеет о своем решении. Эрнесто и Норина торжествуют.

Молодой режиссер Андреа де Роза и сценограф Итало Грасси создают на сцене условное пространство: с одной стороны, театр в театре, с другой – словно стирание границ между театром и жизнью. Действие разворачивается на небольшом возвышении (типа сцены), границы комнаты в доме Дона Паскуале обозначены висящими дверьми и картиной. Вокруг условной сцены – гримерка, по краям сидят рабочие сцены и костюмеры, которые в нужный момент помогут актеру одеться, вынесут необходимый предмет мебели на сцену. В самом конце, например, Дон Паскуале, не участвующий в финальном ансамбле, – одновременно и герой оперы, и актер, поскольку в момент всеобщего торжества он, одинокий, начинает снимать грим.

Все комедийные элементы, которых в этой опере немало, не опошлены и не становятся способом заставить зрителя «хвататься за животики», юмор, как того и хотел Мути, не перевешивает. Все драматические моменты воплощаются так, как это было бы в жизни: поневоле начинаешь сочувствовать отправляющемуся в долгий путь Эрнесто, решившему в силу бедности отказаться от своей возлюбленной и покинуть Рим, тем более что и в музыке – сплошная печаль.


«Дон Паскуале» – не только прекрасный учебный материал, но и просто хорошая опера.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)

Риккардо Мути выбирает «Дона Паскуале» не только потому, что это одна из любимых его опер (по приглашению Караяна дирижер дебютировал с ней на Зальцбургском фестивале в 1971 году, после чего не раз возвращался к этому сочинению), но и потому, что партитура Доницетти – прекрасное учебное пособие для молодых оркестрантов и певцов. Оркестр Луиджи Керубини под управлением Мути легок и изящен, не перекрывает певцов, но в то же время выходит на первый план, если того требует драматургия. Вокалисты – Никола Алаймо (Дон Паскуале), Марио Кассии (Малатеста), Марио Дзеффири (Эрнесто) и Лаура Джордано (Норина) – техничны, демонстрируют настоящую школу бельканто. Возможно, у тенора Дзеффири чересчур много вибрато, а Лауре Джордано не хватает индивидуальности в тембровой окраске голоса. Но эти небольшие недостатки теряются в блестяще выстроенных ансамблях, которых в этой партитуре немало (особенно в комических ситуациях, с использованием непременных для оперы-буффа скороговорок). Этим же свойством – слаженностью и музыкальностью – отмечен и хор (коллектив муниципального театра Пьяченцы).


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство воспользовалось решением Конституционного суда

Правительство воспользовалось решением Конституционного суда

Екатерина Трифонова

Презумпция невиновности отступит перед вновь открывшимися обстоятельствами

0
1527
Выборное законодательство испытают на регионах

Выборное законодательство испытают на регионах

Иван Родин

Федеральному Центру хотелось бы спрашивать за результат, а не отвечать

0
1539
Ключевые национальные проекты фактически не выполняются

Ключевые национальные проекты фактически не выполняются

Ольга Соловьева

Космическая и беспилотные госпрограммы поставлены на паузу

0
2165
Путин напоминает Финляндии о прошлом поражении

Путин напоминает Финляндии о прошлом поражении

Иван Родин

Россия будет отмечать 9 августа окончание в 1944 году стратегической Ленинградской битвы

0
2051

Другие новости