0
1092
Газета Культура Интернет-версия

25.09.2007 00:00:00

Не читки требует с актера

Тэги: театр, пелевин


театр, пелевин Марина Брусникина успела привыкнуть к триумфам.
Фото Павла Ващилина

«Бубен верхнего мира» – так, по заглавию одного из ранних рассказов Виктора Пелевина, называется премьерный спектакль в филиале Театра им. Пушкина, в основе которого проза этого писателя.

Наше новейшее время не на шутку отменило ремесло как ненужный старомодный предрассудок. Эта отмена породила богатые на оттенки подмены и в литературе, и в изобразительном искусстве. Не уберегся, увы, от генеральной тенденции и театр. Театрализация закулисного процесса все настойчивее вторгается в реальность: вместо сборника стихов поэта – слэм, вместо готовых пьес – читки драматургов, вместо спектаклей – все те же читки новых пьес, разыгрываемых наспех актерами по ролям, в которых нас якобы приобщают к тайнам ремесла. Учебные спектакли с легкостью необычайной попадают в репертуар театров как полноценные спектакли. Но, увы, не рождается из подобных затей, к примеру, «Добрый человек из Сезуана» Юрия Любимова, учебный спектакль щукинцев, давший рождение новой Таганке.

Можно было бы потрудиться над классификациями и составить по Линнею забавную таблицу видов и подвидов неготовности разной степени. «Над вымыслом слезами обольюсь» – переживать подобное состояние наедине с собой не стоит, зачем? Лучше, не дописав, быстро всем показать начало. У многих современных художников нет потребности в том, чтобы довести, отшлифовать мысль до изнурительного совершенства. Какие там «тонны словесной руды»! Хватит и грамма!

Сам процесс, не успевший дозреть до готового произведения, поспешно становится предметом продажи.

Оставим в стороне младореформаторов – многие из них пребывают в заблуждении, что разницы между готовым и полуготовым нет. Но, к сожалению, и те, кто по судьбе, биографии, опыту, наконец, встречам с большими мастерами нашей сцены, должны были бы осознавать «ответственность момента», начинают терять чувство этой разницы. И надо признать, потребность в мастерстве истончается до опасно тонкого слоя.

Спектакль «Бубен верхнего мира» как раз из тех, что могут быть приняты на ура в качестве учебной работы. Однако разница между сугубо студенческими радостями и полноценным результатом усилий профессионалов все-таки остается. То, что сегодня показывается в филиале, – сугубо внутренние личные рекорды. До зрителя (и до полновесной премьеры) это высказывание необходимо еще доводить и доводить.

Режиссер-постановщик Марина Брусникина справедливо снискала репутацию человека, имеющего вкус к современной прозе. И вправду, постановка «Пролетного гуся» по двум рассказам Виктора Астафьева явилась тихим, но важным событием, впрочем, впоследствии удостоенным Госпремии. Далее равного успеха не случилось ни в ее постановках в МХТ, ни в «Сатириконе», ни в Театре им. А.С.Пушкина.

Сначала казалось, что Марина Брусникина – педагог Школы-студии МХАТ – рождает новый жанр, стоящий на перепутье между спектаклем и художественным чтением. Однако повторяемость приемов, применимость их к прозе порой не только разной, но и полярной и по авторскому мировоззрению, и по стилю письма, и по языку все более и более заставляют признать: слишком рано поставлено на поток то, чему требуется больше времени для вызревания.

Начинающие актеры не успевают стать сотворцами, как это случилось в «Пролетном гусе». Осваивая прозу Пелевина, вчерашние студенты заменяют энтузиазмом неофитов подлинный поиск выразительных средств, которые бы подходили именно к этому автору. Что особенно видно в том, как молодежью осваивается «Тарзанка», один из трех рассказов писателя.

Кульминации рассказ и инсценировка достигают в тот момент, когда Петр Петрович, восхищающийся красотой мироздания, осознает, что стоит на кромке высотного здания и ему произносится одно слово: «Лунатик». Тут Петр Петрович уже забывает о состоянии наслаждения окружающим его космосом, превращается в «здорового» гражданина, исполненного отчаянного страха, как же вернуться назад по этой тонкой ленте.

У Пелевина вполне отчетливо проводится близкая ему мысль, что только в невменяемом состоянии человек вменяем, открыт миру и его красоте. Актер Владимир Моташнев, играющий Петра Петровича, монолог о совершенстве природы читает так, словно это гоголевский монолог о «птице-тройке». Там, где у Пелевина кайф, в спектакле – здоровый реализм, там, где у Пелевина пробуждение от кайфа, в спектакле – водевильный страх.

Хор почему-то одет в белые комбинезоны, вероятно, призван намекнуть, что это облака, хотя уместней этот хоровод представить на рождественской елке. Пелевин начинает рассказ со слов: «┘дома напоминали нижнюю челюсть старого большевика, пришедшего на склоне лет к демократическим взглядам». В спектакле нет места всей этой стоматологической метафорике относительно современного города, полной авторской иронии? Почему вместо этого «облака» пускают мыльные пузыри, светятся гирлянды фонариков?

Оптимизм, с которым осваивается проза Пелевина, убивает существо его прозы. В два полноценных часа разыгрываются три небольших рассказа. И пространство, и время в спектакле чужеродны автору, за которого взялась команда.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1075
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
553
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3094
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2455

Другие новости