«В моих глазах – грусть героев, страдающих от неразделенной любви и несправедливости». Страдать на сцене – нелегкий удел любого тенора, ведь в каждой партии, в каждом звуке – боль, страдание, трагедия. Тенор страдает – миллионы зрителей во всем мире наслаждаются его искусством, божественным звучанием его голоса. Сегодня страдают слушатели, потому что Тенора с большой буквы больше нет. Ушел из жизни тенор, какой рождается раз в сто лет, – так сказал о Лучано Паваротти Герберт фон Караян и был, наверное, прав.
Стремление «перепеть» кумиров – Джильи, Карузо, Мартинелли – вызывало гнев соседей, но Лучано не сдавался и все-таки стал певцом, пусть на учебу и нужно было сначала заработать. Его успех не заставил себя ждать: в 1961 году Паваротти занял первое место на конкурсе вокалистов в Реджо-нель-Эмилия, в этом же году дебютировал в «Богеме» Пуччини, а через два года уже оказался на сцене Ла Скала, откуда и началось его триумфальное шествие по лучшим театрам и концертным залам мира. Опера Гарнье в Париже, театр Лисеу в Барселоне, Метрополитен-опера, Ковент-Гарден, фестивали в Зальцбурге и Глайдборне приветствовали одно из чудес света – певца, который впервые идеально справился со всеми девятью «до» второй октавы в арии Тонио из «Дочери полка» Доницетти. Так Паваротти стал единственным носителем титула «Король верхнего до».
Впрочем, в книгу рекордов Гиннесса он попал не за верхнее до. На одном из выступлений в Метрополитен-опера Паваротти довел зрителей до состояния полной эйфории, так что занавес пришлось поднимать больше ста раз – этот рекорд и был зафиксирован. Паваротти вслед за кумирами своего детства открыл слушателям страстный и бесконечно прекрасный мир итальянской оперы и подлинно итальянского бельканто. Каждая новая партия становилась шедевром: предназначенные для лирического тенора Эльвино в «Сомнамбуле» Беллини, Артуро в его же «Пуританах», Эдгардо в «Лючии ди Ламмермур» Доницетти, Альфред в вердиевской «Травиате» Верди и Герцог Мантуанский в «Риголетто» постепенно сменились более драматическими ролями – Риккардо в «Бале-маскараде», Радамес в «Аиде» и Манрико в «Трубадуре» Верди. А знаменитая ария Каварадосси из пуччиниевской «Тоски» стала - ни больше ни меньше - еще одной визитной карточкой певца (после девяти до): ее слышали зрители, наблюдавшие трансляцию церемонии открытия Олимпийских игр в Турине. Похоже, это было последнее выступление великого тенора, которое увидел весь мир. А таковых было немало, взять хотя бы колоссально успешный проект «Три тенора» или знаменитые концерты Паваротти с рок-звездами, завербовавшие миллионы поклонников оперы из тех, кто в жизни ни разу не был в театре.
К 70-ти великий тенор, покоривший сердца даже приверженцев тяжелого рока, решил сконцентрироваться на семье, покинуть концертную эстраду. Он отправился в прощальное мировое турне. Болезнь не дала ему сделать круг всего земного шара, вместо сцены он был вынужден отправиться в больницу. Спустя год его не стало.