Драматург, режиссер Алексей Казанцев.
В среду в подвале Театра.doc в Трехпрудном переулке начался очередной фестиваль молодой драматургии «Любимовка». И надо же случиться такому совпадению: вечером в Болгарии скоропостижно скончался один из основателей этого фестиваля драматург Алексей Казанцев. Можно сказать, что он утонул, и тогда выходит, что смерть в воде становится «традиционной» для русских драматургов – имею в виду такую же трагическую гибель Александра Вампилова.
О трагической смерти Казанцева сообщили в самом конце вечера, после читки, к слову, замечательной новой пьесы Елены Исаевой. Как многие другие авторы, ныне знаменитые, признанные не только в Москве, Исаева впервые «возникла» на «Любимовке» – правда, тогда фестиваль молодой драматургии проходил «по месту назначения», в имении Алексеевых, а «летучие» спектакли-читки проводились на свежем воздухе или в павильоне, изготовленном Алексеевым-Станиславским для Парижской выставки. Молодые играли, а «ареопаг» говорил потом какие-то напутственные слова. В этом ареопаге Алексей Казанцев занимал какое-то особенное место, всегда говорил – вообще всегда – медленно, будто бы из какого-то тюбика выдавливая каждое осмысленное, взвешенное слово. А с ним рядом, среди основателей «Любимовки» сидели тогда Михаил Рощин, Маргарита Светлакова, Инна Громова, Виктор Славкин, Владимир Гуркин...
Потом из «Любимовки» появился Центр драматургии и режиссуры под руководством Алексея Казанцева и Михаила Рощина. Сейчас уже думается: как еще при жизни он сумел воздвигнуть себе «памятник нерукотворный», – за несколько первых лет этот центр стал и вправду центром пусть не всего, но очень многого нового и талантливого: здесь вышел «Пластилин» Василия Сигарева и Кирилла Серебренникова, «Облом-off» Михаила Угарова, «Пленные духи» братьев Пресняковых – Владимира Агеева и много чего еще. Это было оправданием и, если угодно, «конституализацией» всей «новой драмы». Да и вообще...
Казанцев, это важно помнить, – из тех драматургов, чьи пьесы были хороши для нового театра, то есть это были такие пьесы, с которых хорошо было начинать свой, новый путь. «...С весной я вернусь к тебе» Алексея Казанцева – это первый спектакль Студии Олега Табакова (1977), «Старый дом» – один из первых и важных спектаклей Светланы Враговой, и так далее. «Антон и другие», первая пьеса Казанцева, стала едва ли не первой, которую поставил в Москве, в Центральном детском, режиссер Алексей Бородин.
Он боялся рисковать, став руководителем государственного театра. Боялся... и все-таки рисковал. Сам пострадавший от цензурных гонений, он боялся возвращения прежних правил, но, как говорится, природа брала свое. И за все это он достоин благодарности. Очень многих людей, которых так или иначе он «шлепнул по попке» и, как говорится, благословил.