Фестиваль в Выборге проходит в середине августа и включает последние новинки текущего киногода. В конкурсном показе Выборгского фестиваля можно посмотреть фильмы, которые не успели или не смогли по каким-то причинам войти в конкурс июньского сочинского «Кинотавра», а то, что уже было показано в Сочи или на Московском МКФ, – в зрительской панораме «Выборгский счет». Однако руководство кинофестиваля во главе с его президентом Арменом Медведевым не называют, как в предыдущие годы, «Окно в Европу» «итоговым» смотром российского кино, а, напротив, делают акцент на том, что фестиваль открывает сезон осенних премьер.
Изменение точки отсчета как бы само собой повысило статус мероприятия – ведь продюсеры предпочитают показывать свои картины непосредственно перед премьерой. Так что в специальной новой программе «Гала-премьеры» можно будет увидеть пять фильмов, которые скоро появятся в кинотеатрах: комедию «Антидурь», «День выборов», «Код Апокалипсиса», «Скалолазку» и «20 сигарет». А откроет «Окно в Европу» «Монгол» (Россия, Казахстан, Германия) Сергея Бодрова – историческая драма о молодых годах Чингисхана, сага с бюджетом в 15 млн. евро, еще не вышедшая на экран, но уже получившая статус кассового хита и «самой крупномасштабной ленты со времен «Войны и мира» Сергея Бондарчука». Презентация проекта происходила в Каннах, на «Кинотавре» и на XXIX ММКФ, на котором была представлена версия для зарубежного зрителя.
Конкурсный показ Выборгского фестиваля также приурочен к осеннему релизу. В этом году конкурс даже получил соответствующее название – «Осенние премьеры». Это 11 картин, среди которых «Русская игра» Павла Чухрая, экранизация «Игроков» Гоголя, «Искушение» Сергея Ашкенази, «Дом на английской набережной» Михаила Богина, «Железная дорога» Алексея Федорченко, прославившегося экспериментальной картиной «Первые на Луне», «Артистка» Станислава Говорухина и «Ночные сестры», снятые по сценарию Валентина Черныха режиссером Алексеем Мурадовым. Последний фильм вызывает наибольший интерес, поскольку представляет собой плод сотрудничества сочинителя кассовых женских историй и режиссера-волюнтариста. В руках постановщика малопонятного сугубо авторского кино («Змей, «Правда о щелпах», «Червь») любовный роман столичного бизнесмена с медсестричками провинциальной больницы может обрести самые причудливые очертания. Алексею Мурадову уже доводилось выступать на поле массового кино. Два года назад он снимал телесериал «Человек войны», превратив конкретный телевизионный сюжет о советских разведчиках в тылу врага в визуальную игру света и тени и речитатив эпизодических персонажей. Жюри конкурса возглавит режиссер Карен Шахназаров.
По традиции российское кино на фестивале представлено не только в игровой программе, но также в конкурсах документальных и анимационных картин, каждый из которых судит свое жюри. В этом году им предстоит оценить 19 неигровых лент и 17 анимационных. Такое обилие может испугать кого угодно, только не членов жюри. Одна из отличительных черт Выборгского фестиваля – обилие призов – значительно облегчает работу судей. Пожалуй, ни одна более или менее заметная картина не остается без награды. Так, в одном только конкурсе игрового кино существуют «Золотая Ладья» (лучший игровой фильм), три специальных приза жюри («Серебряная Ладья»), вручаются призы имени Станислава и Андрея Ростоцких, имени Саввы Кулиша, премия Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов РФ, Высших курсов сценаристов и режиссеров и премия Фонда Андрея Тарковского. В конкурсе «Выборгский счет» по итогам голосования зрителей и гостей фестиваля присуждается «Большая Золотая Ладья».