0
984
Газета Культура Интернет-версия

26.06.2007 00:00:00

А упала, Б пропала┘

Тэги: конкурс чайковского, музыка


Завтра начнутся финальные прослушивания XIII Международного конкурса им. Чайковского по специальностям фортепиано, скрипка, виолончель. Между вторым и третьим турами – традиционная поездка в Клин, где находится дом-музей композитора, акустические репетиции, волнения и разочарования, жаркие дебаты слушателей-болельщиков.

Конечно, все желания последних не удовлетворишь – третий тур не резиновый, до него доходят всего шесть конкурсантов. И как это ни странно, вопиющего безобразия в решении жюри не было. До конца доходят, может быть, объективно и не самые лучшие, но уж точно те, кто продемонстрировал хорошую конкурсную игру, примета которой – точно, корректно и музыкально. Правило, которое всплыло до голосования, – в третьем туре не больше трех учеников членов жюри, было соблюдено. Картинка финалистов выглядит впечатляюще – у пианистов почти все россияне, у скрипачей – азиаты (правда, почти все с европейским образованием), у виолончелистов – поровну.

Очевидные любимцы публики (и критики), конечно же, прошли, практически все. Среди последних – выпускники Московской консерватории скрипач Никита Борисоглебский, фантастически отыгравший два тура и съездивший после этого в Санкт-Петербург заменить Николая Цнайдера на «Звездах белых ночей»), а также виолончелисты Александр Бузлов и Сергей Антонов. Что касается пианистов, то здесь фаворитов как таковых не было. Обидно, что не дошел до финала Елисей Бабанов, поразивший в первом туре глубоким, мастерским исполнением сонат Бетховена и Рахманинова. Но второй тур отыграл с потерями, и в результате в финал вышел другой ученик Сергея Доренского, Федор Амиров, – пианист, безусловно, яркий и техничный. Два представителя Санкт-Петербургской консерватории – Александр Лубянцев и Мирослав Култышев – запомнились слушателям качественной игрой, приправленной искренностью и открытостью лирического посыла. Лим Дон Хек (Южная Корея) и Беньямин Мозер (Германия) – из иностранцев были и правда лучшими на втором туре. Мозер к тому же ученик члена жюри Клауса Хельвига.

Итак, кроме уже названных музыкантов в третьем туре конкурса будут выступать скрипачи Юкки Мануэла Янке (Германия), Чжицзюн Ван (Китай), Юн Соенг и Кенг-Джин Хан (Республика Корея), Маюко Камио (Япония); виолончелисты Давид Пиа (Швейцария), Евгений Румянцев (Россия), Вардаи Иштван (Венгрия) и Ахназарян Нарек (Армения); пианист Сергей Соболев ученик Михаила Воскресенского, явно «протянутый» на второй тур, где все же сумел проявить себя на достойном уровне. Конечно, в отдельных пунктах итогов второго тура не обошлось без неприкрытого цинизма: так, например, приз «Надежда», учрежденный группой компаний «Стольный град» наиболее перспективным музыкантам, не прошедшим в третий тур, был присужден Евгению Тонхе (Россия) и Шимону Вейсу (Чехия). Оба – сыновья членов жюри. Как говорится, без комментариев.

Общественное мнение поддержали у пианистов и виолончелистов, присудив специальные дипломы Умберто Клеричи (виолончель), которому зал после каждой пьесы кричал «браво!», и Андрею Коробейникову – фавориту публики, которого уже сейчас начинают сравнивать со всеми засуженными гениями конкурса им. Чайковского (с Алексеем Султановым в первую очередь). Сравнения эти вряд ли уместны, поскольку Коробейников допустил очевидную ошибку в выборе программы, сделав ставку на свою музыкальность (в программе была преимущественно медленная музыка), которая феноменальной не оказалась и проиграла сонатам Листа и прочим сложнейшим опусам в программах других участников, а Клеричи при потрясающей музыкальности все-таки допустил технические потери.

По ходу двух первых туров всплывали моменты, говорящие об обидных проколах в организации конкурса. Так, одной из участниц первого тура по специальности фортепиано за сутки до выступления было сообщено, что ее программа не соответствует требованиям, а виолончелисту Игорю Бобовичу после жеребьевки было отказано в участии – дескать, председатель жюри Наталья Шаховская считает конкурс, по результатам которого музыканта допустили к состязанию без отбора по DVD, недостаточно весомым. Спрашивается, где вы были раньше? После некоторых переговоров Бобович все-таки сыграл первый тур, на второй пропущен не был и накатал жалобу министру культуры. Все-таки диву даешься: конкурс готовили пять лет, а члены жюри не знают, кто и что у них исполняет. Что же тогда происходит за кулисами?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
705
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
695
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
568
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
390

Другие новости