Московская консерватория, как известно, располагает всеми возможностями для самостоятельной концертной работы: три лучших зала Москвы плюс самые известные музыканты, которые так или иначе имеют отношение к учебному заведению – большинство тех, кто сегодня сверкает на музыкальном небосклоне, окончили именно столичную консерваторию. Правда, возможности (финансовые и менеджерские) для организации и ведения крупной абонементной кампании здесь появились не так давно. Но, бегло окинув взглядом программу, которую предлагает консерватория в сезоне 2007/08, становится ясно, что второй абонементный сезон Московской консерватории куда более разнообразен, чем первый. При общем взгляде на представленные имена и в особенности интересную тематику программ, можно смело говорить о том, что нынешний абонементный цикл способен выдержать конкуренцию с Домом музыки (который богаче) и мастодонтом в лице Московской филармонии (которая опытнее). Так, в грядущем сезоне в консерваторских вечерах примут участие Виктор Третьяков, Сергей Лейферкус, Зураб Соткилава, Дмитрий Башкиров, Юрий Башмет и оркестр «Солисты Москвы», Виктория Постникова, Геннадий Рождественский, Владимир Ашкенази, Родион Щедрин, Владимир Спиваков и Национальный филармонический оркестр России. Саулюс Сонцецкис будет дирижировать циклом из всех клавирных концертов Баха, их исполнят ученики и коллеги Татьяны Николаевой, памяти которой и посвящен абонемент. На самом деле спектр стилей и эпох, которые охватывают абонементные циклы, широк: от барокко до авангарда и даже джазовых программ с участием, например, Анатолия Кролла и его «Академик-бэнда». Монографические циклы затрагивают, с одной стороны, памятные даты в истории музыки («Посвящение Бетховену») и истории исполнительского искусства (особо будет отмечено 100-летие со дня рождения профессора консерватории Льва Оборина). В каждом приличном концертном (театральном) доме ныне принято иметь экспериментальную площадку. У Большого и Музыкального театров есть соответственно новая и малая сцены, в недрах филармонии возводится новый концертный зал на сто мест. В консерватории сложилось так, что эту функцию взял на себя Рахманиновский зал – прежде всего потому, что здесь проходят основные концерты факультета старинных и современных исполнительских искусств, а также оркестра Студии новой музыки. И в будущем сезоне на сцене Рахманиновского зала Алексей Любимов и его подопечные проведут «Фестиваль-фейерверк альтернативных клавиристов», Марк Пекарский и его ансамбль исполнят ультрасовременную музыку для ударных, а в рамках международного фестиваля современной музыки «Игры без слов» Московский ансамбль современной музыки представит проект русско-швейцарского театра абсурда.
На пресс-конференции, где обсуждался новый консерваторский сезон, наконец-то было сказано что-то определенное о реконструкции Большого зала, а точнее – назван тот самый час икс, который уже все так устали ждать. Итак, волнительное закрытие Большого зала состоится в 2009 году, так что все, кто имеет отношение к залу, уже начали подыскивать альтернативные площадки, которых по большому счету в Москве нет. Об этом говорилось и на пресс-конференции в филармонии. По словам Алексея Шалашова, освоить Колонный зал Дома союзов, который мог бы стать достойной заменой БЗК, сложно, а другой более или менее подходящей площадки в Москве нет. Так что неминуемое закрытие Большого зала обозначило серьезную проблему нехватки концертных залов в столице.