На протяжении последних 12 лет раз в 2 года Московский союз архитекторов отмечает наиболее талантливые постройки, проекты и публикации об архитектуре премией «Золотое сечение». Прошло такое награждение и в этом году. В весьма торжественной обстановке, что, впрочем, не столь важно. Профессиональное жюри, состоявшее из пяти известных архитекторов (4 московских и 1 из Санкт-Петербурга), отобрало 4 работы вышеупомянутых жанров и одну конференцию: жилой комплекс «Авангард» (раздел – реализация), концептуальный проект diffusion gradient и реконструкцию административно-офисного здания со встроенной автостоянкой в 3-м Автозаводском проезде (проект), монографию «Степан Христофорович Сатунц» (публикация), конференцию «Сохранение архитектуры ХХ века». Кроме того, вручили множество дипломов и специальных призов.
Выставка работ-претендентов каждый раз позволяет увидеть тенденции российской архитектуры, успевшие сформироваться за 2 года, прошедших с предыдущего награждения. Например, в этот раз обнаружилось много проектов, сделанных московскими мастерскими для черноморских городов, что отражает рост строительной активности в Краснодарском крае, а также интерес тамошних инвесторов к созданию уникальных зданий вместо типовой застройки.
В 90-е годы прошлого века из-за финансовой нестабильности выпало целое поколение архитекторов, которым сейчас должно было бы быть 35–45 лет. Они ушли в другие профессии, в результате чего сейчас проектируют уже состоявшиеся мастера и молодняк с большими амбициями и отсутствием опыта, а среднее звено отсутствует. То есть молодым предлагается работать не только за себя, но и за предыдущее поколение. И вот стало ясно, что они справляются с поставленной задачей. Недаром одним из проектов, отмеченных на «Сечении», правда, пока только дипломом, стала реконструкция голубятни в поселке Малаховка, выполненная молодым архитектором Владимиром Могуновым. Каждый раз, когда на экране прокручивали проекты, при виде голубятни зал разражался аплодисментами.
Если анализировать распределение только основных призов, то тут ключевым становится понятие «авангард» в разных ипостасях. Например, многоэтажная разноцветная «банка красок», безусловно, стала украшением района Новые Черемушеки. Теперь никто не осмелится сказать, что там серо и безрадостно. Авангардно смотрится и концептуальный проект моста для Венеции diffusion gradient, представляющего собой ажурную каркасную конструкцию, перекинутую с одного берега канала на другой. Она состоит из множества вертикальных и горизонтальных то ли жердочек, то ли вантов, размещенных в пространстве по принципу растяжки, то есть по краям их больше, а к центру ряд редеет. Таким образом мост уподобляется полупрозрачной занавеси, которая обеспечивает необходимую пешеходную связь, не закрывая перспективу канала.
Следующий награжденный проект, автором которого является архитектор Алексей Бавыкин, – доминантный цилиндрический стеклянный объем, поставленный на углу прямоугольного здания, перехвачен несколькими скобами этажей. Интересно, что жюри не удержалось от того, чтобы отметить в номинации сразу два проекта вместо одного положенного. Архитектор Сатунц, которому посвятила свою книгу искусствовед Елена Анцута, является представителем того же поколения, что и Голосов. Сохранению наследия именно той эпохи по большей части была посвящена и международная конференция, организованная год назад Натальей Душкиной, внучкой известного архитектора Алексея Душкина, спроектировавшего такие знаковые для Москвы сооружения, как станции метро «Кропоткинская» и «Маяковская», высотка на Красных Воротах и т.д.
Можно предположить, что в ближайшее время в российских городах появится больше построек, так или иначе связанных с авангардом XX века и, быть может, оправдается надежда хоть на малейший интерес к сохранению не успевшего сгинуть наследия тех времен.