0
766
Газета Культура Интернет-версия

17.04.2007 00:00:00

Послеполуденный отдых им только снится

Тэги: пасхальный фестиваль, оркестр, стравинский


Пасхальный фестиваль набирает обороты. Причем стремительными темпами – открытие в Москве, насыщенный тур по волжским городам, снова Москва. Здесь оркестр Мариинского театра отработал вечернюю программу, затем, на следующий день, дневную. И когда тем же вечером в начале церемонии вручения «Золотой маски» открылся занавес на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, у автора этих строк защемило сердце: там вновь были музыканты из Мариинки, и маэстро Гергиев там тоже был. И это после Пятой симфонии Малера (только чтобы отдышаться – целый час нужен, не говоря уже о том, чтобы в себя прийти)┘ Вопрос, почему иногда фальшивят духовики, можно снять – они в нормальной жизни столько даже не занимаются, а здесь только чистое время на сцене превышает все возможные часы упражнений. А потому, как в банковском деле, сделаем допущение и в дальнейшем повествовании умолчим о фальши медных.

Итак, программа первого вечера была посвящена Дебюсси и Стравинскому: две симфонии русского композитора обрамляли самые известные сочинения француза – его прелюдию «Послеполуденный отдых Фавна» и симфоническую поэму «Море». Трудно сказать, что накануне концерта вызывало больший интерес: редко звучащие опусы Стравинского (Симфония в трех движениях и Симфония in C) или возможность наконец в живом исполнении насладиться импрессионистическими полутонами Дебюсси. Радостно оказалось, в общем, и то, и другое. Гергиеву удается добиваться от музыкантов не просто тихой игры, но невероятной палитры пиано (в «Фавне») или форте (в «Море»). Сплетение голосов в тончайшую паутинку, когда каждая ниточка просвечивает на свету, ощущение и знойного томления, и легкого бриза в звучании оркестра, потрясающие солисты (например, флейтист, на одном дыхании протянувший свое соло в «Послеполуденном отдыхе Фавна») создали именно то ощущение от музыки Дебюсси (когда приходишь в восторг от колористичности, насыщенности звучания, вызывающей фонтан образных ассоциаций), которого порой тщетно ждешь от других оркестров. В симфониях Стравинского, чья музыка с возрастом все сложнее и сложнее, несмотря на «сырое» еще исполнение, Гергиеву удалось главное: он слышит сам и позволяет расслышать слушателю не просто оркестровую массу партитуры, но логику взаимодействия звуковых пластов, которыми пронизаны обе партитуры.

Программа Бетховен–Малер больше порадовала первой своей половиной. Гергиев в очередной раз проявил нюх на таланты и не ошибся. Молодой пианист Алексей Володин, исполнивший Четвертый концерт Бетховена, продемонстрировал вдумчивую и профессиональную игру, а также хорошее чувство стиля, что в этом опусе, проникнутом лирическими, даже интимными интонациями, особенно важно. В этом отношении вторая часть, безусловно, удалась и оркестру, и пианисту; крайние же части (несущественно) пострадали от отсутствия идейного вектора в первой и взятого дирижером быстрого темпа в третьей, в результате чего исполнители «пролетели» мимо тонкостей. Тонкости по большому счету отсутствовали и в Пятой симфонии Малера – скорее всего из-за отсутствия времени на репетиции. Но, как всегда у мастеров, концепция прочитывается: у Гергиева это симфония без торжественного апофеоза, она проникнута траурными интонациями (особенно в первой части), жанровые зарисовки живописуют скорее потусторонний мир, гимническая кода финала вряд ли поет оду жизни, и только в знаменитом Адажиетто чувствуется теплота человеческого дыхания.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
879
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
851
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
689
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
462

Другие новости