0
742
Газета Культура Интернет-версия

09.04.2007 00:00:00

Соло без сверчков с оркестром

Тэги: штутгарт, симфониетта, хемпель, айвз


Два самых ударных события Московской биеннале современных исполнительских искусств в Доме музыки пришлись на первый и последний концерты. Напомним, что открыли фестиваль Новые вокальные солисты из Штутгарта – коллектив, который, несмотря на его колоссальную популярность в академической среде, в Москве еще не слышали. Коллектив, который выступил на закрытии биеннале, – Лондонская симфониетта (дирижер Юрьен Хемпель) – в Москве однажды слышали, но было это четверть века назад. Двадцать пять лет для современной музыки огромная пропасть, тем более что Лондонская симфониетта не просто шагает в ногу со временем, она ловит на лету направление ветра, а значит, может предугадать новый поворот в кривой нового искусства. Коллектив не боится эксперимента, и это решает в его популярности все. Так, последнее, чем занята Лондонская симфониетта, – это интеграция радикальной клубной культуры в академическую среду, а именно активное сотрудничество с мастерами диджейской практики, которые и композиции свои подписывают псевдонимами – Aphex Twin или Squarepusher. Характерно, что таким образом коллектив привлекает в концертные залы массу «другой» публики – молодежи, которая как раз – в отличие, скажем, от консерваторской профессуры – прекрасно знает кто такой Squarepusher. А так как молодежь нынче пошла продвинутая, то большая часть способна потрудиться и вникнуть в традиционные опусы, которые неизменно присутствуют в репертуаре Лондонской симфониетты. В Москве прозвучали знаменитый «Вопрос, оставшийся без ответа» Чарльза Айвза (одна из первых современных партитур, чья актуальность не увядает до сих пор), Камерный концерт Дьердя Лигети, а также рефреном проходящие через всю программу Сонаты Джона Кейджа для препарированного фортепиано. Вот такое смешение не просто жанров, но культур подтверждает уникальность Лондонской симфониетты – и то и другое на самом высоком профессиональном уровне: и эксперименты с электронными сэмплами, и тончайшая материя Лигети, и музыка игрушечных механизмов (но написанная для обычных инструментов) мексиканца Конлона Нэнкэрроу. Подтверждение профессионализма каждого музыканта – сольные номера: сонаты Кейджа, где специально подготовленное фортепиано звучит то как колокольчик, то как маримба или вибрафон, в эффектном исполнении Джона Констебля (в темноте, на белом рояле) выверены, прослушаны от первой до последней нотки и звучат почти как классика, хотя когда-то взорвали музыкальный мир. А кларнетист Марк Ван де Виль сразил мастерским соревнованием с самим же собой (только записанным на пленку) в элегических «Нью-Йоркских контрапунктах» Стива Райха, вполне уместно дополненных видеорядом, где из мелькания световых полосок вдруг складываются очертания небоскребов. Видеоряд – еще одно поле деятельности Лондонской симфониетты, которое коллектив осваивает в сотрудничестве с художниками из электронной студии Warp Records label, сочиняющей для отдельных композиций ролики. А в случае с композицией Nunu («Насекомые») видеоряд живописал зарисовку из жизни сверчков. Лондонская симфониетта и DJ Мира Каликс привезли в Москву свой хит – композицию для сверчков, струнного квартета и бас-кларнета и электроники, живописующую музыкальную зарисовку на тему звучания этнофауны (в том числе на основе реальных звуков из жизни насекомых в электронной обработке). Жаль только, что аквариум, где находятся триста сверчков (они тоже участвуют в исполнении) на этот раз привезти не удалось┘


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
769
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
804
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1058
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
764

Другие новости