В честь Ростроповича играют Максим Венгеров и Юрий Башмет.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)
27 марта Мстиславу Ростроповичу исполнилось 80 лет. Писать о юбилеях – все равно что вытаскивать рентгеновские снимки из прошлого, наращивая на них при помощи фантазии «живое мясо» рубежных событий юбиляра. Его карта жизни – всегда на виду и доступна, радар человеческого внимания постоянно улавливал полярные перемены – будь то эмиграция из Советского Союза лауреата Ленинской и Государственной премий, друга Прокофьева и Шостаковича вместе со своей вызывающе красивой и непримиримой примой Большого театра – женой Галиной Вишневской, показушное лишение и такое же возвращение гражданства, триумфальное возвращение в новую Россию, бессонные ночи у Белого дома образца 1991 года, празднование семидесятилетия, покупка квартиры Шостаковича, концерты, постановки, фестивали, именные улица, школа, училище, дом-музей┘ Почетный гражданин затмил на мгновение собой почетного музыканта. Его всегда обвиняли в пафосных поступках, он не обращал внимания, его всегда интересует только музыка. Поэтому и обиделся он по-настоящему только единственный раз – восемь лет назад на российскую музыкальную прессу, да и то уже простил: после долгого молчания дирижировал Восьмой симфонией Шостаковича.
В канун юбилея Московская консерватория – alma mater музыканта – подготовила юбилейную программу.
Играть в честь Ростроповича – само по себе большая честь. Открылся вечер грандиозным гимном Давыдова для виолончелей, контрабасов и литавр, его исполнял «ансамбль виолончелистов» величиной человек в сто: на сцене Большого зала собрались все студенты и педагоги консерватории. А дальше – для Славы (по названию пьесы Пендерецкого «Per Slava») играли те, кто у него учился, кто учился и дружил с ним. И, заметим, что ни имя, то – звезда. Иван Монигетти с собственной каденцией на темы «Happy Birthday» в концерте Боккерини (вместе с оркестром Musica viva и Александром Рудиным), Давид Герингас со своим коронным номером «Книга для виолончели». Квартет Бородина с одночастным квартетом Шуберта и пикантными комментариями Святослава Бэлзы о том, что сохранилась афишка от 1938 года, вещающая о выступлении в Колонном зале Дома Союзов учащихся 26 московских музыкальных школ: в первом отделении этого концерта играл Валя Берлинский (13 лет), а во втором Слава Ростропович (11 лет). Завершалось первое отделение любимым сочинением Юрия Башмета – Симфонией-кончертанте Моцарта. На этот раз его партнером был Максим Венгеров, для которого Ростропович стал Учителем с большой буквы.
Во втором отделении вместе с ГАСО им. Евг. Светланова и Марком Горенштейном вторую часть из Концерта Дворжака играла еще одна гордость Мстислава Леопольдовича – Наталия Гутман (знаменитая виолончелистка окончила в его классе аспирантуру), а венчал юбилейный вечер Виктор Третьяков с бессмертным (в том числе и в его исполнении) скрипичным концертом Брамса.