0
1693
Газета Культура Интернет-версия

12.03.2007 00:00:00

Легкое дыхание Елены Соловей

Тэги: соловей, пугач


соловей, пугач Елена Соловей – из тех женщин, кто не боится возраста, лишних килограммов, чужих людей и безденежья.

«Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Несколько дней из жизни Обломова», «Драма из старинной жизни», «В горах мое сердце», «Ищите женщину»┘ Про Елену Соловей кто-то говорил, что у нее неземная внешность и неземной талант, кто-то утверждал, что она слишком жеманна на экране, чтобы быть действительно хорошей актрисой. Но факт остается фактом – она была одной из самых востребованных, популярных и загадочных актрис своего поколения. Шестнадцать лет назад актриса вместе с мужем – кинохудожником Юрием Пугачом, двумя детьми и стареньким папой неожиданно для всех уехала в Америку. Елена не снимается ни в Америке, ни в России, живет в маленьком городке недалеко от Нью-Йорка и возится с чужими детишками, обучая их азам актерской профессии. Недавно актриса отметила 60-летие. Жалеет ли она о своем выборе? Не скучает ли по съемочной площадке? Не горько ли, что подзабыли? Об этом Елена Соловей побеседовала с обозревателем «НГ» на фестивале «Литература и кино» в Гатчине, куда ее удалось вытащить.

– Елена, когда шестнадцать лет назад вы уезжали из страны, вы отдавали себе отчет в том, что это скорее всего конец вашей актерской карьере?

– Я ничего не знала тогда. Вот вы наверняка не поверите, но я даже не думала о том, буду я играть и сниматься или не буду. Конечно, я знала, что ничего из того, к чему я привыкла здесь, в Америке не будет. Ну так что ж? Я затем и ехала, чтобы все начать с нуля, чтобы начать новую жизнь, совсем новую, с чистого листа. Здесь стало страшно жить, а там я смогу быть спокойнее за детей и обеспечить им будущее. У меня в России и так было все, о чем может мечтать актриса, – лучшие режиссеры, замечательные фильмы, востребованность. Все это осталось со мной, ведь ничто не уходит, не проходит. Раз это было – это осталось, это во мне.

– Когда вас пригласили приехать отметить свой юбилей в России, вы сразу согласились?

– Ой, что вы! Я вообще всегда долго раскачиваюсь. Сначала я так удивилась – ведь прошло столько времени, за это время я ничего нового не сделала, зато сколько новых имен в русском кино появилось! Кому я здесь могу быть нужна сейчас, я же ничего рассказать не могу, все давно рассказано? Не придумывать же что-то новое. Ну разве что посмотреть друг на друга, посмотреть, что время с нами сделало. Я вообще думала, что про меня в России забыли, и это было бы правильно, это нормально. И вдруг – столько цветов, столько народу приехало поздравить, оказалось, что меня помнят. Это что-то поразительное, я не знаю, куда мне деваться, мне все время неловко. Я действительно была готова к тому, что там я не буду нужна, а здесь меня забудут.

– И вы можете честно сказать: я не востребована, я никому не нужна?

– Ну разумеется. А что в этом такого? Кому я могу быть нужна в том же Голливуде? Ой, только, пожалуйста, не делайте, как сделали в одном журнале. У меня брали интервью, и я обмолвилась, что, мол, в Голливуде я не нужна. Так этот журнал на обложку вынес мою фотографию со скорбным выражением лица и огромный заголовок: «В Голливуде я никому не нужна!» Как будто я сижу и рыдаю дни напролет, что у меня с Голливудом ничего не получается. Почему и кому я могу быть там нужна?

– Совсем ничего не предлагают?

– В сериале «Клан Сопрано» я сыграла крохотную роль. Когда мне предложили ее – а это была роль русской женщины, которая три раза появляется на экране, – я была счастлива. По-настоящему счастлива. Потому что, во-первых, не ожидала, что американцы меня мало того что знают, так еще и вспомнят. Во-вторых, когда я вошла в павильон, где мне предстояло сниматься, я вдруг почувствовала те же запахи, что и на «Ленфильме», увидела ту же суету, вдохнула ту же волшебную атмосферу гримерной, ощутила на своем лице руки гримера – такие же, как здесь. Вообще во всем мире гримеры одинаковые, только наши умеют больше, они многостаночники. А там – один тебе делает макияж, другой – прическу, третий – еще что-то. Я почувствовала себя звездой, мне дали понять, что меня любят. Там вообще так принято: если тебя снимают – тебя любят, тебя готовы носить на руках, ты героиня, ты звезда. Кончатся съемки – и про тебя могут забыть, но это будет уже потом. По сценарию я должна была быть толстой русской бабой, мне стали делать накладные бока. Я говорю: «Зачем, я и так, прямо скажем, не худенькая, сойдет». А они уверены, что раз русская, то чем толще, тем лучше. Когда эта серия вышла, меня начали узнавать на улицах – «смотрите, это та самая, которая главного подставила!». И я опять была счастлива. Оказалось, что американцы видели «Рабу любви», только не знали, что Ольга Вознесенская – это я. Стали подходить ко мне, главный вопрос был: «Почему вы так поправились?»

– Комплексовали?

– Сначала – да. А теперь думаю: это же замечательно, что все мы такие разные и что я могу быть разной. Когда-то была субтильной трогательной девочкой из Красноярска, мечтавшей стать актрисой в Москве, поступившей со второго раза во ВГИК и ничегошеньки о жизни не знающей. А теперь вот – 60-летняя полная особа с тремя внуками и кучей малолетних учеников. Я вот сижу с вами разговариваю и нервничаю, что занятия в своей студии пропускаю.

– Вы это серьезно? К вам тут весь Питер ломится – любимая звезда приехала, а вы обратно спешите, к чужим детишкам, в чужую страну.

– Это теперь моя жизнь. Я ее люблю. Даже больше скажу: я могла бы быть абсолютно счастлива, даже если бы у меня изначально ничего в кино и театре не получилось. Не получилось бы – ну так мне хватило бы того, что у меня есть дом, семья, любимые дети, внуки, муж. Я и ролью домохозяйки удовлетворилась бы. Да и звездой я никогда не была. Звезда – это совершенно особое состояние души, и образ жизни, и материальное положение. Звезд в Советском Союзе в том понимании, как это принято за границей, у нас не было. Какая я звезда, если после съемочной площадки или репетиции шла в магазин и стояла в очереди к полупустым прилавкам?

– Так все и поверили: знаменитая актриса – и в очереди.

– Правда-правда. Мне всегда было ужасно неловко, когда из подсобки выходил продавец, видел меня и кричал: «Что вы в очереди? Пойдемте со мной, я вам хороший кусок мяса дам». Грешна – шла. Но всегда старалась, чтобы меня не заметили, а то стыдно ведь очень.

– Чем вы занимаетесь в вашей студии?

– У меня детки от 4 до 12 лет, в основном из семей эмигрантов. Мы учим их русскому литературному языку, много читаем по-русски, ставим сценки.

– Предложения от российских режиссеров поступают?

– Нет. Совсем. Правда, пригласили было сыграть в «Московской саге», приехала на пробы. Но не случилось. Не подошла я. Может, и хорошо – Инна Чурикова эту роль так здорово сыграла! Да и знаю я, что не для меня эта роль была, чужая она. А однажды один американский режиссер пригласил на главную роль. Сценарий интересный, фильм наверняка должен получиться занятным. Только без меня. Меня уже утвердили, уже пора начинать, а я ничего не могу поделать с собой – не могу по-английски играть. Текст-то выучить – раз плюнуть, но ведь надо через себя пропустить. А на чужом языке не получается. И так, и этак старалась – а все не мое, не я это. Все актеры по-разному устроены, я, например, не могу сыграть то, чем я не живу в данный момент. Жуткая фальшь получается, я это чувствую, даже если режиссер не чувствует и хвалит. В общем, подвела я американцев, отказалась в последний момент.

– Получается, все свои роли вы уже сыграли? А может, та самая, главная, – впереди, а вы ничего не делаете, чтобы ее поймать. И пройдет она мимо┘

– Ну вы что, серьезно? Надо все другое бросить, суетиться и ловить ускользающую синюю птицу за хвост? Зачем? Разве меня Бог чем-то обидел? Чего-то недодал?

– Я просто хотела, чтобы вы сказали, что не в этом счастье.

– Точнее сказать, не только в этом. Вы знаете, сколько талантливых актрис моего поколения не получили и сотой доли того, что получила я? Вы знаете, как трагически сложилась судьба многих моих подруг по институту – только потому, что их не увидели или не захотели увидеть. Мне невероятно повезло. Меня, несмышленыша-второкурсницу, заметил Рустам Хамдамов и снял в картине «В горах мое сердце». Ровно сорок лет назад. Если бы не Рустам, меня бы не было. До него я не знала, что умею так ходить, так говорить, так улыбаться. Он раз-гля-дел. Многие режиссеры ведь не хотят вглядываться, им надо, чтобы все на поверхности было, чтобы было видно все и сразу. Поэтому столько загубленных актерских судеб. Наверное, я бы могла сейчас сниматься. Не знаю, насколько бы это у меня получилось, – навыки уходят, но профессия-то осталась. Но нет режиссера, который захотел бы разглядеть меня такой, какой я стала сейчас – располневшей, постаревшей, с другой головой, из другой жизни.

– Я слышала, что Никита Михалков готов вам что-то предложить. Вот уж кто действительно ваш режиссер┘

– Мой, абсолютно мой, они с Хамдамовым меня вылепили как актрису. Я сама ничего не умею, я могу только делать то, что мне говорит режиссер. Я вообще поклонник Домостроя – и в жизни, и на съемочной площадке. И, конечно, три фильма, в которых меня снял Никита Сергеевич, – больше ничего могло бы и не быть, настолько это было мое. А насчет предложения сняться у Михалкова┘ это очень смешная ситуация была. Мне вдруг звонят домой и просят выйти по телефону в прямой эфир какой-то российской телепередачи, в которой будет участвовать Михалков, и поздравить его с 60-летием. Я вышла в эфир, он удивился, обрадовался, а в конце говорит: «Приезжай скорее, у меня для тебя роль есть». На том все и кончилось.

– Но сейчас-то, когда он вас с юбилеем поздравлял, можно было эту тему поднять, вдруг действительно что-то интересное.

– Он не поздравлял.

– И все-таки: то, ради чего уезжали, сложилось? За детей спокойны?

– Они уже совсем взрослые, Ирочке 35, она микробиолог, живет в Лейпциге, замужем за профессором математики. Паше 31, он собирается защищаться в Корнуэльском университете, биолог. Муж работает в художественной галерее. Конечно, я часто думаю о том, как сложилась бы судьба, останься я в России. Если бы да кабы┘ Самое главное – я уехала по собственной воле. Меня никто не гнал, не обижал, не выпихивал. Я знала, на что иду, я знала, что придется многое потерять, а найду ли что-то – неизвестно. И если что-то не так, что-то не получилось, мне некого винить, кроме самой себя, ни к кому не может быть претензий. Так гораздо легче жить. Только об одном могу жалеть: того легкого дыхания, что было тридцать, сорок лет назад, когда мы начинали с Хамдамовым и продолжали с Михалковым, уже не будет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
494
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
611
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
522
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
428

Другие новости