В воскресенье в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко небольшим салонным вечером для друзей оперы завершились «Европейские дни оперы в Москве».
Вряд ли будет преувеличением сказать, что до самого последнего времени мало кто в Москве знал о существовании подобных музыкально ориентированных празднеств. Да, в общем, и теперь еще знают по-прежнему немногие. Но те, кто узнал, благодаря стараниям Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, наверное, не пожалели (детей, и тех втянули в празднование, предложив поговорить о музыке после дневной воскресной сказки).
Вечер друзей оперы задуман был в жанре салонного, то есть почти домашнего музицирования, хотя качество пения было, конечно, не домашним, а профессиональным, так как для «друзей оперы» театр «выставил» цвет своей оперной труппы, почти всех, кем гордится. Не было, правда, Ольги Гуряковой, но, вероятно, ее нет сейчас и в России, – в последние годы она нарасхват, выдвиженка Александра Тителя поет на самых престижных сценах мира. Хотя нигде в приглашениях не был оговорен стиль одежды, ясно было, что оперу в новоотстроенном Музыкальном театре понимают как жанр элитарный и дорогой, соответственно, и все, что связано с оперой, должно быть на высшем или хотя бы на высоком уровне. Когда закончился концерт, уже в неофициальной части было объявлено дефиле – костюмы из опер, и полушутя-полусерьезно, провожая очередную «делегацию» костюмов, ведущий отмечал их высокое качество и высокую цену. Среди публики единицы интуитивно отреагировали на салонный характер торжества, зато солистки выходили к роялю в вечерних платьях и декольте, будоража и бодря публику уж если не вокальными успехами, так своим внешним видом.
Десять вокальных номеров и один – сугубо инструментальный, зато – в исполнении главного дирижера театра, Феликса Коробова, который на виолончели, в дуэте с Евгенией Арефьевой (фортепьяно), сыграл «Романс» Сергея Рахманинова.
В пригласительном билете было сказано, что вечер ведут Александр Титель и Феликс Коробов, и вот, когда гости уже собрались, издалека, как будто через анфиладу дворцовых комнат, выдвинулись означенные лица, которые вели под руки даму с вывескою «ВЕЧЕР». За ними следом направили и всех гостей – прямиком в зимний сад. Среди друзей оперы вообще и Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, в частности, были замечены народные артисты СССР Ирина Архипова и Владислав Пьявко, Игорь Ясулович, посол Великобритании в Москве, Геннадий Бурбулис и еще некоторое число официальных и неофициальных лиц.
В программке каждый классический номер шутливо обыгрывался. Скажем, «Ave Maria» Каччини «расшифровывалась» как «Славься, Дева Мария, и благослови Оперу!», а романс Чайковского «Нет, только тот, кто знал», – как монолог о переживаниях певца перед выходом на сцену. Все это, впрочем, нисколько не помешало певцам всерьез и по большей части успешно справиться со своими партиями, хотя особый успех, как можно было предположить, выпал на долю сегодня вошедшего в моду Алексея Долгова и на долю Хиблы Герзмавы (в финале вечера она исполнила колыбельную из оперы Гершвина «Порги и Бесс»).
Для тех, кто не стал еще завсегдатаем на Большой Дмитровке, приятным открытием стал мягкий и красивый голос меццо-сопрано Елены Максимовой, как и чрезвычайно вдохновенный Дмитрий Ульянов (последний спел куплеты Мефистофеля из «Фауста», в юмористическом контексте вечера друзей оперы интерпретированные как куплеты о гонорарах оперных звезд).