0
2329
Газета Культура Интернет-версия

28.12.2006 00:00:00

Жить не по лжи

Тэги: театр, живой труп, толстой


театр, живой труп, толстой Маша (Юлия Марченко) пытается спасти Федю (Сергей Паршин).
Фото Виктора Сенцова

Огромная лифтовая шахта «разрезает» сцену сверху вниз, лифт исправно доставляет жителей и гостей многоквартирного доходного дома. И дом, и лестницы с обветренной, позеленевшей оградой с растительным орнаментом кажутся взятыми напрокат, то есть вынутыми из реальной петербургской жизни. Как будто еще вчера составляли уходящую красоту старинного дома русского модерна начала ХХ века. Так, погруженной в черную мглу какой-то беспросветной зимней ночи, в подвальную тьму, выглядит премьера «Живого трупа», в канун Нового года сыгранная в петербургском Александринском театре (художник – Александр Боровский). Первая премьера Валерия Фокина на новой, отреставрированной сцене.

«Московскую» пьесу Толстого режиссер решительно переселяет в Петербург, тем самым как будто бы продолжая свой «петербургский цикл», в который уже вошли «Двойник» (там же, в Александринском) и «Шинель» (в «Современнике»). Мрачная, судебная история, основанная на «газетном» материале, то есть даже по стилю более подходящая перу Достоевского, чем Толстого. Вместо интерьеров Толстого, разрушающегося у него семейного быта, – лестничные площадки и «углы» Достоевского. Впрочем, «достоевщины» как раз полным-полно в истории Федора Протасова, а «газетность», то есть сиюминутность, почти что публицистическую злобу дня Фокин не то, что не прячет, – напротив, она-то его и волнует.

Режиссер спектакля и одновременно худрук Александринского театра Валерий Фокин идет по «канве» пьесы. Узнаваемые реплики, ход событий: Протасов ушел из семьи, не в первый раз, хочет освободить от себя любимых родных, который уж не любит за зло, им причиненное (ох, уж эти «проклятые вопросы»!), его жена Лиза находит утешение в объятиях старого своего товарища и товарища ее мужа Виктора Михайловича Каренина, Протасов, понимая, что никак не решить всех вопросов, инсценирует самоубийство... Затем – случайное обнаружение, суд, угрожающий его супруге обвинением и осуждением за двоемужество, и – трагическая, но уже окончательная развязка... При этом Фокин решительно выбрасывает «главное» – цыган. Для Толстого именно цыгане олицетворяют свободу, волю, не подчиненных лицемерной морали «разлагающегося дворянского общества»; куда как к спасению обращены все надежды и мысли Протасова. Фокин думает не о прошлом – о сегодняшнем. Об общепринятом лицемерии, от которого самоубийство – единственное, но верное спасение.

«Я не могу спокойно лгать... Что я ни сделаю, мне стыдно... А уж сидеть управляющим в банке – так стыдно, так стыдно...» – и сдавленный – почти шепотом! – крик «не могу здесь!!!» – в премьере «Живого трупа», вышедшей на сцене Александринского театра, адресован не царскому самодержавию. «Здесь» Сергея Паршина, который играет в спектакле Федю Протасова, это – сегодня. Об этом, а не о беспутстве, не о пьянстве говорит Протасов с князем Абрезковым (Николай Мартон).

Потому и выбирает режиссер для своего Протасова не цыган, а куда более понятный и знакомый побег – в котельную, в кочегарку, где находили прибежище диссидентствующие философы и художники 70–80-х. Жизнь круто переменилась, но лицемерия, лжи в ней не стало меньше (эту мысль «подкрепляет» в спектакле сцена в лифте, где следователь и его помощник под удалую песню о тройке развлекаются с веселыми девицами, чтобы мгновение спустя, застегиваясь на ходу, уже учить правде и нравственному поведению Лизу). А Протасов, как и прежде, хочет жить не по лжи, как завещал Толстой, как учил Солженицын. Он спускается в бойлерную того самого доходного дома и живет там в какой-то клетушке, буквально – в клетке. Туда приходят к нему и Каренин, и Маша, и князь Абрезков.

Поразительно, что Валерий Фокин – мастер формы, в формальных поисках не раз добивавшийся и успеха и совершенства, в этот раз решил сделать акцент не на «как», а на «что», не на форме, но на мысли, на поиске хоть какой-то правды сегодняшней жизни. На первом представлении чувствовалась неуверенность актеров, пока еще несвязанность отдельных сцен, хотя сами отдельные сцены уже производят сильное впечатление (диалог Протасова с художником; или – Протасов и князь Абрезков, в роли которого замечательно выступает Николай Мартон, первая сцена Протасова с Машей – Юлией Марченко). И говоря об исполнении, нельзя не сказать, что такого Паршина, пожалуй, публика еще не видела: огромный, как медведь, и одновременно – такой слабый, безвольный, то и дело ищущий и находящий спасение в вине (такой понятный и всеобъемлющий выход!), он вдруг оказывается самым сильным. Подобно другому, ибсеновскому герою, который открывает в финале, что самый сильный человек – тот, который самый одинокий.

Санкт-Петербург–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
393
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
451
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
440
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
446

Другие новости