После саги о московских бомжах в Театре.doc рассказали правду о ВИЧ-инфицированных из Заполярья.
Фото Бориса Бабанова (НГ-фото)
«Заполярная правда» – первая в этом сезоне премьера в Театре.doc. Автор – Юрий Клавдиев. Вчера еще – нонконформист и радикал, сегодня уже появляется на страницах глянцевых журналов. В жизни беззубый, кажется, по принципиальным соображениям, он пишет зубастые пьесы, все герои которых смотрят на мир искоса, исподлобья, готовые огрызнуться на любое, даже вежливое и вполне дружелюбное обращение. «Заполярная правда» написана им на документальном материале, как заведено в Театре.doc, на основе интервью с людьми, живущими с вирусом иммунодефицита человека в городе Норильске. Потому и правда получается заполярная. Хотя ничто в спектакле не намекает и не претендует на географическую либо климатическую специфику.
Режиссер – Георг Жено, чьи интересы неизменно лежат в области документального театра. В Театре.doc он поставил «Песни народов Москвы» – о московских бомжах. Впрочем, это было уже давно, самый свежий его спектакль, вернее проект – «Демократия.doc», где два психолога-аниматора в течение полутора часов развлекают публику не лишенными политических и прочих подтекстов ролевыми играми.
В полной темноте (Заполярье!) долго ничего не происходит. Наконец женский голос начинает рассказывать историю, в которой почти сразу находится место для ВИЧ.
Раньше говорили, что в жизни всегда есть место подвигу. Смысл «Заполярной правды» в том, что в нашей жизни всегда есть место для ВИЧ.
В разрушенном доме случайно встречаются четверо, две девушки и два молодых человека (их играют Максим Браматкин, Донатас Грудович, Александра Ребенок, Мария Шалаева). Все четверо – «свои, вичовые». Вся история чуть-чуть напоминает сказку о теремке, куда постепенно являются новые и новые герои. Хотя, конечно, в историях наших героев мало сказочного (кроме, пожалуй, сказочной их встречи в одно время и в одном месте). А композиция больше, чем сказку, напоминает структуру комьюнити в «ЖЖ», где посетители собираются по интересам, каждый раз радуясь новому приобретению: у нас +1!
Деление на сцену и зал – в Театре.doc всегда условное – в «Заполярной правде» окончательно разрушено: стулья, на которых рассаживают публику, развернуты во все стороны и хаотично расставлены по всему залу, так что актерам оставлены для игры буквально два или три пятачка.
Вообще благодаря этой самой «┘ правде» проясняются кое-какие закономерности. Например, любому понятно, что культура вполне может обходиться без мата. Зато культурная политика без мата никак не обходится. Поскольку «Заполярная правда» создана совместно с Институтом культурной политики, матерятся здесь с удовольствием. Наверное, если посчитать, выйдет, что мата в спектакле даже больше, чем слов по существу – про ВИЧ и сопутствующие язвы общества. Правда, и в этой краткости актеры успевают обозначить характеры, а главное – позволяют взглянуть на означенные язвы сперва снаружи, а потом изнутри («Ему жить три года осталось┘ ему плевать на твою тюрьму!», «Мы думали, у тебя что-то серьезное, мать умерла┘ А то – ВИЧ┘»).
Вся жизнь поделена между «как все» и «не как все». Оптика меняется резко, примерно так же меняется и освещение в зале-комнате Театра.doc: то – кромешная темнота, то – яркий свет, заставляющий жмуриться и закрываться рукой от слепящих со всех сторон «голых» лампочек (художник – Ксения Перетрухина при участии Якова Каждана).
Очевидно, что создатели не хотели, чтобы их усилия воплотились во что-то депрессивное. Потому в конце сперва один, потом другой начинают рассказывать анекдоты. За сценой ставят чайник и предлагают зрителям чай с печеньем. Эстафета анекдотов от актеров переходит к зрителям. Актеры окончательно перемешиваются с публикой. И кажется, что смерти нет, и свет в окне┘ И что-то там такое крылаты, и все поют стихи Булата┘ Вот такой примерно получается у этой истории финал. Совершенно недокументальный, что как будто обесценивает усилия, с которыми актеры так правдоподобно и реалистично матерились и так натурально мучились под ногами и над головами у нескольких десятков зрителей.