0
808
Газета Культура Интернет-версия

17.11.2006 00:00:00

Засвеченные легенды

Ирина Губская

Об авторе: Ирина Губская - театральный критик, обозреватель санкт-петербургской газеты "Город".

Тэги: софит, премия, театры


софит, премия, театры Галина Волчек приехала в Санкт-Петербург за «Софитом», но получить его не смогла.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

В этом году на «Софите» представителей административно-правительственного корпуса не наблюдалось – ни Михаила Швыдкого, «ософиченного» в прошлом году, ни губернатора Валентины Матвиенко, любительницы церемоний разного вида и жанра.

Не мудрствуя лукаво, церемонию поставили в виде пародии на ревэпоху и пролетарский стиль. Только режиссеру церемонии Татьяне Казаковой, пожалуй, несколько не хватило такта в обращении с «революционными игрушками». Может, конечно, ее подвел сценарист Вадим Жук, давно сползающий с грани достойного вкуса в своем комическом жанре. Персонажи, приглашенные вручать премии, выглядели разнообразно и зачастую не менее интересно, чем лауреаты. В этом году на «Софит» залучили даже Анну Нетребко (кстати, за собственной премией в прошлом году она не появилась) – правда, не петь, а лишь вручать.

Основное впечатление от списка номинантов в этом году – «Софит» продолжает «расширять географию». Потому второстепенные театры в разных номинациях представлены не менее численно, чем ведущие. Надо полагать, эксперты и жюри «Софита» не ищут легких путей в искусстве. Потому БДТ и МДТ выступают на одном поле с Русской антрепризой, а Мариинка – с Театром музкомедии.

На этот раз объединили процедуру вручения призов за лучшие роли: оперные и балетные лауреаты обычно отсутствуют в городе – так хоть драматические поддерживают престиж премии. Лучшими в драме стали Ольга Антонова из Театра комедии и Сергей Барковский из театра «Русская антреприза». Номинанты за роль второго плана, кажется, бывают на «Софите» только в драме, причем чаще всего именитые. На этот раз приз достался Андрею Толубееву. Лучшим режиссером стал автор лучшего же спектакля – Темур Чхеидзе с «Марией Стюарт» в БДТ. А лучший художник Эмиль Капелюш получил в довесок к призу уже привычные никчемные «полтора километра ткани» от спонсоров.

С кукольным театром все на зависть предсказуемо: здесь не обходится без Руслана Кудашова (как только хватает фантазии каждый раз придумывать новые благодарственные речи!). Лучшие – его спектакль «Вий» и актер спектакля Денис Пьянов.

В Мариинской опере в этом сезоне номинировали не столь бесспорно именитых певиц, чтобы не пожертвовать ими ради той самой «географии». «Софит» достался Татьяне Таранец из Театра музкомедии. Певцы – более привычно – были только мариинские, «Софит» достался Виктору Черноморцеву за «Фальстафа» (похоже, в уме жюри еще держало его «Набукко»). А мариинский «Поворот винта» наградили, наверное, больше за факт появления в репертуаре Бриттена, чем, собственно, за постановку.

Награждение в балетных номинациях – самое загадочное. Виктория Терешкина отмечена за крошечную третьестепенную и невыразительную партию, в ее репертуаре проходную – вероятно, потому что в прошлом году не наградили. Остальные номинантки в представленных партиях были безусловно интереснее. Андрей Иванов отмечен, похоже, по принципу «другого случая не будет». И здесь другие номинанты были не хуже – разве что более перспективны. Лучшим спектаклем признана «Шинель», что тоже не бесспорно: в Мариинке была «Ундина», в которой эксперты «Софита» нашли больше половины номинантов, но сам спектакль (или хореографа Лакотта) не удостоили даже номинации. Музыкальная часть, а особенно балетная в сравнении с драматическими награждениями выглядит каким-то междусобойчиком.

Хореографов, музыкальных режиссеров, дирижеров, художников музыкальных спектаклей в этом году не «освещали». Зато Мариинку отметили за «выездные» спектакли. Факт достоин уважения, но вот с формулировкой проблемы: «историческую архитектуру и пленер» не впервые осваивают «как театральное пространство».

Еще один «спецсофит» достался Николаю Ирви, мальчику, спевшему в «Повороте винта». Остальные премии отметили мэтров. За долголетие и уникальный вклад в культуру Петербурга – Борис Брегвадзе (яркий танцовщик и не слишком блестящий педагог) и Анатолий Равикович (печалившийся, что премия напомнила о возрасте). В «квартете» Кирилл Лавров, Алиса Фрейндлих, Зинаида Шарко, Олег Басилашвили из одноименного спектакля, награжденном за мастерство и совершенство, о старости говорить не боятся. И вправду: какая может быть старость у легенды. Хотя болезни – да. Кирилл Лавров не смог присутствовать на церемонии (отменены и декабрьские гастроли в Москве спектакля «Квартет»), а Галина Волчек, лауреат премии имени Георгия Товстоногова, доехала до Петербурга, но не добралась до «Софита» из-за травмы.

Санкт-Петербург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
864
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
794
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
680
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
444

Другие новости