0
992
Газета Культура Интернет-версия

26.10.2006 00:00:00

Гала-гала

Тэги: вишневская, юбилей, чечня


вишневская, юбилей, чечня Царственная Вишневская.
Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)

Вчера вечером в Концертном зале им. Чайковского прошел гала-концерт, посвященный юбилею Галины Вишневской. Днем певица и с недавнего времени – организатор театрального дела принимала поздравления в основанном ею почти пять лет назад Центре оперного пения. Пять лет, к слову, исполнится в следующем году. На мой вопрос, как она собирается отметить этот юбилей, Галина Павловна решительно отвергла все подозрения: мол, пять лет – не юбилей. Кому, как не Вишневской, отметившей вчера 80-летие, знать толк в круглых датах?!

– Галина Павловна, скажите, какие уроки важнее для музыканта: уроки вокала или уроки жизни, которые вы, к слову, также даете своим ученикам?

– Без вокальной школы, без настоящей техники пения ничего нельзя вообще сделать в театре. Ну или только на маленьких комических ролях перебиваться. Будь вы талантливы и артистически способны, но если у вас недостаток в технике, вы на сцене ноль. Первый год я работаю с учениками над техникой. Бывают случаи, когда мы отчисляем, потому что ничего сделать нельзя, исправить уже ничего нельзя.

– А за неспортивное поведение отчисляете?

– Да, за опоздания и за хамство. Пение – это состояние души. Вы открываете рот, и мы слышим, что в вас заложено, в звуковедении, в тембре голоса, как вы распоряжаетесь голосом. Ваша выразительность пения – это все, чем вы наполнены. Для этого надо слушать музыку, читать, смотреть, но и видеть.

– То есть по тому, как человек поет, можно сказать о его характере?

– Не о характере, а о внутреннем содержании.

– Кстати, вы уже знаете, что будете делать 26 октября?

– Отсыпаться, наверное. Двадцать пятого юбилей окончится. И начнется следующее отчисление лет после юбилея.

– На недавнем концерте в честь Дмитрия Шостаковича в Центре оперного пения прозвучали циклы на стихи Саши Черного и Блока, которые Шостакович посвятил вам. На сцену выходила, если можно так сказать, Вишневская, которая пела перед Вишневской. Что вы при этом чувствовали?

– Моё поют. Естественно, я вольно или невольно все равно буду переносить свои ощущения на них и требовать от них того исполнения, какое я считаю нужным, как это я в свое время делала, как это я пела. Естественно, я считаюсь с возможностями. Может быть, у нее какие-то вещи получаются по-другому, чем у меня. Если я слышу, что это ярко и убедительно, то я разрешаю это сделать... Я очень рада, что вам понравилось.

– Для меня, не стану скрывать, это было еще и открытие Шостаковича, который в 48-м году пишет еврейский цикл, а в оттепель – иронизирует над надеждами. Вы с Шостаковичем говорили об этом?

– Никогда. Это был не тот человек, с кем можно было говорить о его сочинениях, мне кажется. Он давал ноты – и все. И никогда ничего не исправлял. Написано, он вам дает, и все. И всегда хвалил. Был его творческий вечер в Малом зале в Ленинграде. И он предложил мне аккомпанировать. Для меня это было великое счастье. Он 10 лет до этого не играл. У него была болезнь мышц, и он боялся, что во время концерта отказать могут руки. Он все бегал по коридору, а я все за ним ходила и говорила: «Дмитрий Дмитриевич, ну какой вы красивый, как вам фрак идет. Я никогда не видела вас во фраке...» Ночью у него инфаркт был. И он в больнице начал писать для меня цикл на стихи Блока и написал.

– Я случайно услышал, что вы недавно снялись в кино. Расскажите, пожалуйста.

– Сокуров подбил меня на это дело. Он делал фильм обо мне и Ростроповиче – «Элегия жизни». По ходу работы ему пришла идея снять меня в художественном фильме. Он сказал, что для меня будет писать сценарий. Я не поверила, была совершенно потрясена той темой, которую он выбрал. Старая женщина едет к внуку в Чечню, где он служит. Хочет увидеть, что там происходит, и три-четыре дня проводит в Грозном. Там нет ни драк, ни убийств, никаких политических деклараций, просто жизнь. Беднота, разбитый город, одни глазницы домов и коробки.

– Страшно?

– Нет, не страшно, потому что это жизнь, что ее бояться? Я сразу вспомнила войну. В таком виде были Гатчина, Петергоф, Царское Село. Обстановка там тяжелая, людей жалко. И наших солдат жалко, и чеченцев жалко. Всем это надоело, никто не знает, как из этого вылезти.

– Вы понимаете, что сегодня происходит в России?

– До конца, наверное, нет. Но то, что я вижу, я совершенно трезво это оцениваю.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
1258
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
983
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
892
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
648

Другие новости