Режиссер мультфильма «Алеша Попович и Тугарин-Змей», Константин Бронзит – один из немногих аниматоров, кого равно любят и ценят и товарищи по цеху, и широкий зритель. Однако уважение коллег Бронзит получил вовсе не за блокбастер о русском богатыре, а за свои короткие фильмы. Пока зрители ждут от Бронзита новых полнометражных лент, анимационное сообщество обсуждает никем еще не виденную «Уборную историю» – новую бронзитовскую короткометражку.
– Почему вы не устроили премьеру на фестивале КРОК?
– Я просто не успел, делал финальное сведение звука в последний день перед отъездом. Я еще даже на носители это кино не записал. Но даже если бы успел, пожалуй, не привез бы. Я хочу нормального зала, побольше публики, побольше экран. От первого показа хочется полноты ощущений.
– Ну тогда хотя бы расскажите о фильме.
– Называется он «Уборная история – любовная история». Длится девять с половиной минут. Работал я над ним три года. Это непозволительная роскошь, конечно, но так получилось. Хотя три года – это, так сказать, «грязное» время, потому что был перерыв на «Алешу Поповича» и на «Кота и лису» (фильм из проекта «Гора самоцветов». – М.Т.) Это новая для меня работа. Такое ощущение, что она мне дороже всех остальных. Раньше что я делал? Цепочку гэгов. Все весело, смешно, такой отлаженный часовой механизм, очень профессиональный. Сейчас я впервые сделал фильм о любви. Там появился нерв, там появилась человечность. Персонаж – настоящий живой человек, а не функция, выполняющая задачи режиссера. Там есть это чаплиновское настроение, когда и смешно, и грустно одновременно.
– А сюжет в двух словах рассказать можете или предпочитаете держать его в секрете?
– Это про одинокую женщину, которая работает, извините, в мужском туалете на вокзале. Она там убирает, моет, а главное, собирает в баночку денежки. Однажды она замечает в баночке букетик цветов. Все остальное время, семь минут, она решает дилемму: это злая шутка или кто-то за ней ухаживает. Много комических ситуаций. Фильм невероятно простой по графике – такое ощущение, что я обнаглел до предела. Это, в общем-то, карикатурный газетный рисунок, черно-белое кино. Но главный предмет – цветы, – они будут цветными. Фильмы в газетном рисунке и раньше делали, но не при таком содержании. Здесь хотелось сделать невероятный эмоциональный накал при невероятной простоте изображения.
– Для широкого зрителя фильм будет, как всегда, недоступен?
– Ситуация немножко меняется. Все-таки фильм сделан в России. Я подозреваю, что и «Уборная история» когда-нибудь увидит свет просто как бонус к какой-нибудь большой работе. Может, к «Илье Муромцу» (находящаяся сейчас в производстве завершающая часть анимационной трилогии о русских богатырях, начатой «Алешей Поповичем». – М.Т.).
– Вам довелось поработать не только с русскими студиями, но и с французской студией Folimage. Как вы на нее попали?
– Французская студия лет десять назад придумала проект по поддержке молодых аниматоров Европы. Она ежегодно устраивает конкурс проектов. Молодой аниматор может прислать идею своего первого или второго фильма, из присланного студия выбирает двух победителей. Они в течение восьми месяцев делают свою авторскую работу на деньги студии. Проблема лишь в одном – нужно победить в этом конкурсе. Я ничего не знал об этом, но однажды получил письмо от них: «Не хотите ли принять участие в нашем конкурсе?» А проект «На краю земли» лежал у меня уже готовый.
– Есть ли разница между работой с русской студией и работой с французами?
– Практически никакой. Это вопрос географии. Студии все практически одинаковы. Чего мне надо, того я и добиваюсь от людей, которые со мной работают, и мне по барабану, где я буду это делать. Но комфортней работать дома. Хотя бы потому, что на одном языке с людьми говоришь.
– Зритель знает вас по «Алеше Поповичу».
– Мне за него досталось по башке от коллег. Справедливо поругали, до этого я привык слышать только хорошее. Немножко пинка под зад – это полезно получить, это большой опыт. Но при этом я приобрел всенародную любовь. Вот такой парадокс.