До недавнего времени самым известным культурным мероприятием (разумеется, для нас, европейцев) в Южной Корее был международный кинофестиваль в Сеуле. Вполне демократичные порядки фестиваля дали возможность жителям корейской столицы пересмотреть фильмы со всех концов света, в том числе и из России. Но этого показалось мало. И вот вчера закончился первый фестиваль российской культуры «Русские вечера в Сеуле», предваряющий визит в Корею Михаила Фрадкова.
Площадь перед столичной мэрией еще утром в день открытия фестиваля превратилась в огромный, на 50 тысяч мест, зрительный зал, с середины дня началась установка аппаратуры, Московский симфонический оркестр спешно приноравливался к технике, солисты потихоньку распевались. Конечно, сказать, что весь многомиллионный город хлынул на открытие «Русских вечеров», было бы преувеличением. Корейцы по большей части толпились вокруг импровизированного зала, долго не решаясь войти. Тем более что почему-то не отпечатали программу, и хотя по телевидению то и дело рассказывали о предстоящем, а потом уже и состоявшемся, десанте русских на древнюю корейскую землю, не все были готовы после рабочего дня идти слушать песни на непонятном языке и смотреть на артистов из далекой холодной России. Поэтому потенциальные зрители в основном топтались за ограждением, с настороженным интересом ожидая, когда же наконец грянет. А грянуло так, что содрогнулся древний королевский дворец напротив мэрии, переживший не один кровавый дворцовый переворот, но не привыкший, очевидно, к русскому басу, да еще многократно усиленному динамиками. Бас Большого театра Владимир Маторин, человек непривычного для местных условий роста метр девяносто, с черной окладистой бородой, без предупреждения грохнул «Вдоль по Питерской┘» и «Как во городе было во Казани┘». Корейцы испуганно бросились занимать места. Романсовая певица Нина Шацкая легко растрогала зрителей лирическим «Однозвучно звенит колокольчик» и совсем уж покорила пугачевским «Миллионом алых роз». Сеул вообще живет под музыку – она звучит в магазинах, в метро, в гостиничных холлах. Причем не так, как у нас, – навязчиво, грохочуще. Она тихим фоном сопровождает объявления станций метро, спокойненько льется из дверей магазинов, и даже местные нищие ходят по вагонам с CD-плеером на груди. Интересный факт: на следующий день после гала-концерта довелось несколько раз распознать в метро среди музыкального разнообразия и «Вдоль по Питерской».
Но больше всего публика возбудилась, когда группа «Цветы» спела «Мы желаем счастья вам» по-корейски. Сеульцы поняли: приехали свои. А своими в доску русские артисты стали на следующий день, когда устроили концерт памяти Виктора Цоя. И хотя Цой, как известно, не любил говорить о своем происхождении, для корейцев он что-то вроде местной достопримечательности, волею судьбы оказавшейся за тысячи километров от родины.
Трудно сказать – радоваться или печалиться тому, что самым аншлаговым оказался концерт группы «Тату». Корейцы, с которыми довелось об этом поговорить, объяснили это тем, что девушки необычайно популярны в Японии, их изображения запихивают во множество японских мультфильмов, а японская анимация нынче необычайно популярна. Вероятно, это действительно так, и, конечно же, коль скоро «Русские вечера» – это фестиваль для публики, а не для любителей утонченного искусства, можно запросто впрячь вместе коня и трепетную лань, перемешав искусство и попсу. И понятно, что на «Тату» придет больше народу, чем на «Леди Макбет Мценского уезда» «Геликон-оперы», которую решили привезти в Сеул в ознаменование 100-летия Дмитрия Шостаковича, или на прелестные спектакли Челябинского театра современного танца и остроумные «Метаморфозы» московского театра «Тень», или на выставку «Испытание свободой». Эту маленькую, но очень занятную выставку, где представлены работы Анатолия Зверева, Виктора Данилова, Руслана Цримова – художников самобытных, с непосредственным взглядом на мир, – расположили на последнем этаже крупного модного мультиплекса. Вряд ли посетители мультиплекса – именно те зрители, что способны разглядеть незаурядность этих работ, тем более что выполнены они отнюдь не в реалистической манере. В зал доносятся запахи поп-корна, и прикосновение к искусству получается слишком робким и опосредованным. Если кто и забредет сюда, то лишь по случайности. Правда, идеолог фестиваля Стас Намин полагает, что метод проб и ошибок – самый надежный.
Сеул–Москва