Евгений Миронов играл в спектакле, который длится пять часов.
Фото Михаила Гутермана
Спектакль Эймунтаса Някрошюса «Вишневый сад», знаменитый прежде всего своими рекордами по продолжительности (спектакль на премьере шел около шести часов, затем стал короче почти на час), сыграли в Хельсинки. В столице Финляндии в эти дни проходит фестиваль искусств, на котором совместный проект литовского театра «Мено фортас» и Фонда Станиславского, – один из главных гостей. И – единственный драматический спектакль в фестивальной афише. Публика шла «на Миронова», который в постановке Някрошюса сыграл Лопахина (и эта роль справедливо считается одной из лучших в театральной биографии актера). В данном случае сказалось то, что по местному телевидению уже дважды показали телесериал Владимира Бортко «Идиот», так что финская публика спешила на спектакль с участием телезвезды.
«Вишневый сад», премьеру которого сыграли в Москве летом 2003 года, за прошедшие три года объехал уже несколько престижных фестивалей и с гастролями побывал во многих городах России. При этом первоначальный состав почти что не изменился: Миронов – Лопахин, Людмила Максакова – Раневская, Фирс – Алексей Петренко, Варя – Инга Оболдина, Гаев – Владимир Ильин┘
Россия – неизменный гость проходящего на рубеже лета и осени в Хельсинки фестиваля искусств, который в определенном смысле дополняет картину мирового театра: проходящий в начале августа фестиваль в Тампере больше интересуется экспериментальными и камерными формами, Хельсинки же как город столичный может себе позволить и более масштабные, и более дорогие проекты. «Вишневый сад» Някрошюса – как раз из таких. Кстати, в этом году, помимо театра, российское искусство будет представлено еще концертом Большого симфонического оркестра под управлением Владимира Федосеева (они выступят в престижнейшем дворце «Финляндия»).
В Финляндии, надо отдать ей должное, сохранились в университетах кафедры славистики, здесь до сих пор с уважением относятся к культуре своих соседей, и Чехов – не единственный русский классик, кого и знают, и чтут. Тем не менее по завершении представления в интервью РИА Новости Евгений Миронов сказал: «Мне очень понравилось, как прошел первый спектакль. Для меня приятная неожиданность то, что финские зрители так внимательно слушали». В общем, за пять часов внимание не растерять и вправду трудновато, тем более что театр Някрошюса – непростой, насыщенный сложными образами, метафорами, как называет это Миронов, «очень сложный, странный спектакль, требующий терпения. Не во всех городах, где мы его показывали, это терпение находилось. Я был просто потрясен. Никто не ушел, а в конце зрители устроили овацию, хотя было уже достаточно поздно – спектакль идет пять часов». И этот прием, признается Миронов, сильно поколебал его представление о Финляндии, природа которой, по его мнению, усыпляющая. «Поэтому, наверно, финны немного спящие. Хотя по впечатлению от вчерашнего спектакля я не могу это утверждать – так бурно они воспринимали спектакль», – добавил он.