Уж осень близится, а здания все нет.
Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)
«Трудно первые сто лет┘ а потом будет еще труднее», – начал пресс-конференцию, посвященную новому сезону, Петр Наумович Фоменко. Этот не юбилейный и в то же время не 13-й (которого боялись, но пережили) сезон обещает быть богатым на премьеры и события.
Первая премьера, которую ждут, – спектакль по роману «Венерин волос» М.Шишкина. За этот сложнейший текст взялся Евгений Каменькович, известный постановками по произведениям наших современников («Школа для дураков» А.Соколова, «Мотылек» П.Гладилина). Более отдаленные планы – «Любовная отповедь» по Маркесу, «Разговор по пути на гильотину» Э.Радзинского, «Пер Гюнт» Ибсена, любимая в театре русская классика – «Бесприданница» Островского и триптих по Пушкину («Каменный гость», «Граф Нулин», «Сцены из Фауста».)
Осенью и зимой театру по-прежнему предстоит кочевая жизнь по гостеприимным, но все же чужим площадкам Москвы. Однако уже весной строители обещают наконец пустить фоменок в новое здание по соседству со старым, на берегу Москвы-реки, на въезде в Сити.
Здание это – случай уникальный, и это признают сами фоменки – строится специально под репертуар театра. В новом театре будут две сцены: большая и малая – экспериментальная, репетиционный зал, склады, гримерки и большая парковка. Журналисты, надев белые каски, смогли проинспектировать строительство: в нагромождении бетона уже угадываются очертания большой сцены и зала.
Планы, связанные с новым зданием, грандиозны: помимо спектаклей текущего репертуара, которые будут перенесены на большую сцену, мастерская планирует создать при театре учебную и стажерскую площадку, где смогут пройти школу молодые актеры и особенно режиссеры, для которых опыт подмастерья наиболее важен. Новый набор ожидается уже весной.
«Манилов бы сказал: «Я уже сейчас представляю белоснежный катер с подводными крыльями, он плывет по Москва-реке, под мостом разворачивается, причаливает к театру, и я выхожу», – говорит Петр Наумович.
Однако с переездом в новое здание театр ждет испытание не из легких. С этим связаны и тревоги: сможет ли театр перенести на большую сцену 16 спектаклей своего репертуара, многие из которых спектакли «малой формы»? Смогут ли фоменки перейти от камерных залов в зал на 450 мест, не потеряв при этом глубины и точности переживаний и вместе с тем легкости и искренности, – одним словом то, за что театр так любят. (Здесь стоит оговориться: гастрольный опыт доказал уже жизнеспособность многих спектаклей и в больших залах, превышающих размеры родных в несколько раз.) Но самое главное, удастся ли фоменкам воссоздать в новом здании атмосферу, которая чувствуется с порога в старом, намоленном полуподвале.
Впрочем, «Мастерская Фоменко» с самого начала не подчиняется логике развития обычных театров. Так что будем надеяться, что и опыт существования в качестве «маленькой империи» театру тоже окажется по силам.
Это все впереди, а пока 27 августа светлым спектаклем «Одна абсолютно счастливая деревня» театр открывает сезон.