0
812
Газета Культура Интернет-версия

27.03.2006 00:00:00

Спектакль о самом главном

Тэги: театр, практика, премьера


В минувшую пятницу в театре «Практика» сыграли премьеру «Пьесы про деньги». Автору, театральному и кинокритику Виктории Никифоровой, по собственному ее признанию, однажды захотелось «включиться в процесс изнутри», и она написала пьесу «Скрытые расходы» с подзаголовком «Пьеса про деньги». И вот «главный источник страстей современного человека», «самый большой страх нашего времени», то есть деньги, «вышли на сцену» театра, который, кажется, и родился затем, чтобы говорить только о главном.

В программке, а вернее, в многостраничном буклете, выпущенном театром к премьере, каждый участник получил слово, каждый что-то говорит – про себя, про то, как трудно репетировали, про деньги. Больше всего – режиссер спектакля Эдуард Бояков. «Актеры оказались в пространстве смыслов, которые люди не артикулируют публично, потому что это «не интеллигентно», «неприлично» или «стыдно, неловко». Табуированность этой темы уникальна. Она выше разговоров о сексе или национальной ненависти. Актеры вынуждены произносить текст, который оказывается во многих отношениях радикальнее раннего Сорокина или зрелой Сары Кейн, несмотря на полное отсутствие смачных убийств, наркотических приключений и отрезанных частей тела». Это все – про деньги, которых люди, по мнению Боякова, боятся, как боятся еще только смерти. Правильно: кончаются деньги – начинается смерть.

В спектакле (как, вероятно, и в не опубликованной пока еще пьесе Никифоровой) рассказывается история брата и сестры, в детстве потерявших родителей и теперь самостоятельно выбирающих жизненные дороги. Брат берет кредит на строительство новой квартиры, сестра только-только обзавелась приличной работой и, не желая ее потерять, придумывает рожать ребенка «из пробирки». Так, считает она, выгоднее, даже после сложения всех трат, связанных с поиском суррогатной матери и покупки ей квартиры в ближнем Подмосковье.

По сюжету, «кидают» обоих: банк, где берет кредит брат Вася (Эдуард Флеров), напрямую связан с фирмой-застройщиком, которую, по доброй традиции, банкротят в конце строительства, передают дома другим компаниям, а у пайщиков отнимают вдобавок еще и те квартиры, что были взяты в залог. Суррогатная мать, проститутка Аманда (Лариса Супрун), вместо однокомнатной квартиры начинает требовать двухкомнатную, а затем и вовсе сходится с «донором», Павлом Петровичем (Федор Степанов), чрезвычайно набожным работником Кремля, и даже венчается с ним.

Все разговоры обособлены не только друг от друга секундными «зтмн», то есть – затемнениями, – даже в диалогах персонажи обращены лицом к публике, а не к собеседнику. Как будто бы нет надежды быть услышанным. Слова летят «в воздух», в никуда. Мало того, действие отстранено еще и шестью мониторами, по которым идет трансляция «деловых» рейтингов их CNN и нашего РБК, время от времени перебиваемых фрагментами рекламных роликов. Плюс – музыка Владимира Мартынова, с ее трагической тоской по когда-то существовавшей классической гармонии и пониманием, что этой гармонии уже не вернуть. Таково режиссерское решение. Не все актеры справляются даже с такими задачами, но в «Пьесе про деньги» главное – деньги. Все роли – эпизодические, потому что деньги – единственный главный герой.

Пожалуй, самое интересное в новом спектакле – реакция публики. Самая первая – на список действующих лиц: в программке после каждого имени указано место работы и годовой доход. Сразу же становится интересно, к кому ты ближе – к доктору Коле, у которого годовой доход 30 тыс. долл., или к Жене, сотруднице кредитного отдела «Премиум-Банка», с годовым доходом 15 тыс. долл. Когда в самой первой сцене спектакля Вася не сразу соглашается с изменившимися ставками по кредиту, чуть ли не все в зале как по команде закачали головой: конечно, 17,7% годовых – это круто! Хотя и прежние 16,8% – тоже, конечно, много.

Пожалуй, самое отвратительное: неумение драматурга найти подходящие аргументы. В финале Вася и его сестра Лиза (Татьяна Савченкова) открывают для себя, что вся жизнь сложена из скрытых расходов. В смысле: не только в банке, везде и всегда платить приходится больше, потому что нигде и никогда нельзя учесть все скрытые расходы. В этот момент Вася вдруг вспоминает про Беслан и фээсбэшника, который вынес из школы уже мертвую девочку┘ И начинает это как-то «привинчивать» к обозначенной теме, считая, что такой «аргумент» уместен, что воспоминание о страшной бесланской трагедии сделает понятней разговор о скрытых расходах и «наценке» на фуа-гра.

«Она, правда, так думает», – говорит режиссер. И считает, что это возможно, – между прочим, к слову, приплетать настоящую, а не выдуманную – «театральную» – смерть.

Деньги, конечно, меняют психологию. Но рассказать о них возможно лишь тогда, когда имеется возможность посмотреть на проблему со стороны.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
906
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1221
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
945
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
780

Другие новости