То свет в конце номера забудут выключить вовремя, и бас режиссера по невыключенному внутреннему радио на весь зал орет «а где затемнение?!». То запутаются в наградных статуэтках – кому какую вручать, и долго, щуря глаза, изучают надпись на подставке фигурки, а лауреат стоит и ждет. То в программке напишут «хореография Петипа», а танцуется, среди прочего, мужская вариация с техническими наворотами, каких и Петипа, и русский балет его времени не применяли (вообще-то странный прокол для журнала, любящего подчеркивать свой профессионализм...). То серпантин с блестками разбросают в честь Владимира Васильева (номинация «Легенда балета»), не подумав, что концерт еще не закончен, и приходится каким-то девушкам срочно выбегать из-за кулис и под смешки публики сгребать груду бумаги к авансцене. Разумеется, полная очистка не получается, и прима-балерина Большого театра Светлана Лунькина вынуждена танцевать на мусоре, рискуя упасть и получить производственную травму. Неумение организовать собственный вечер журнал проявил и в выборе ведущей. На балерине ГАБТа Екатерине Шипулиной, объявлявшей призеров, было очень красивое черное платье. Но ее железно-сухая манера говорить и суровое, без тени улыбки, лицо более подошли бы председателю профсоюзного собрания.
В этом году на «Душе» и вовсе случилась невообразимая история. В очередном номере журнала и в продаваемом буклете лауреатами были объявлены 12 человек. Но чествовали только десятерых. Загадочным образом на вечере из списка лауреатов испарились артисты – Дмитрий Белоголовцев из Большого театра (номинация «Звезда») и Виктория Терешкина из Мариинского (номинация «Восходящая звезда»). Их имена даже не прозвучали. И в чем дело? Артисты не смогли лично участвовать в церемонии? Тогда уместно сказать: такие-то, к сожалению, сегодня отсутствуют, премии нашим звездам вручат позже, но мы все равно их поздравляем. Или организаторы в последний момент передумали награждать московского премьера и питерскую балерину? В любом случае то, как поступили на вечере по отношению к Белоголовцеву и Терешкиной, – колоссальное неуважение к артистам. Объявить на весь свет о награждении, а потом сделать вид, что такого не было, – это, знаете ли, чересчур.
Среди призеров – много российских балетных педагогов (реплика организаторов для одной из обучающих дам: «Некоторые балерины попадают в глянцевые журналы, а ее ученицы – в душу»). Выступления учеников некоторых премированных наставников вселяли сомнения в качестве обучения. Если ученик элементарно не доворачивает вращения и не знает, как брать форс в пируэте, хочется спросить: «А куда смотрел педагог?». Впрочем, и Александр Бондаренко из Москвы, и Зайтуна Насретдинова из Уфы, и Геннадий Селюцкий из Питера, и Нинель Сильванович из Перми воспитали разных, в том числе отличных и хороших, танцовщиков и балерин. Нет сомнений, что и композитор Валерий Кикта (лауреат в номинации «Маг танца») много сделал для балетной музыки, как и Геннадий Баишев – для развития якутского народного танца. А Вера Арбузова (номинация «Звезда»), солистка труппы Бориса Эйфмана, является его надеждой и опорой. Так же как Николай Чевычелов в той же номинации, солист Театра балета Натальи Касаткиной и Владимира Василева. В последнем случае обозреватель «НГ» за определенное качество ручается: Чевычелов в свое время был награжден премией «Московские дебюты», в жюри которой состоял автор этих строк.
На церемонии «Души» собралась обычная для этого мероприятия публика – та, для которой балет кончается за пределами классического или народного танца, а любой другой танец – личное оскорбление. Поэтому замечательный солист Мариинского театра Игорь Колб, рискнувший выступить с современным номером «Лебедь» (птица здесь, как вы понимаете, мужчина), родил в недрах зрительного зала хилые хлопки и шутку: «Это лебедь, заболевший птичьим гриппом». А представители провинциальных театров, как бы они ни танцевали, срывали бурные овации. Потому что, о радость, давали зрителям вожделенные арабески и пируэты.