История этого назначения началась более года назад, когда Тихон Хренников, председательствующий в течение последних тридцати лет, попросил в связи с возрастом освободить его от этой почетной должности. В качестве достойного кандидата на место председателя оргкомитета конкурса Хренников предложил своего ученика, композитора Александра Чайковского – на тот момент художественного руководителя Московской филармонии, исполняющего обязанности ректора Санкт-Петербургской консерватории, заведующего кафедрой композиции и профессора Московской консерватории.
Обсуждение кандидатуры Чайковского плавно перетекло к вопросам, казалось, более насущным: о дате проведения конкурса. По традиции он должен состояться в 2006 году, но по ряду причин (самая весомая из которых – почти аварийное состояние Большого зала консерватории, alma mater конкурса) как альтернатива рассматривался 2007 год. Еще одна причина – совпадение времени проведения конкурса с мировым чемпионатом по футболу, что бьет по зрителям (и, весьма вероятно, по тем, кто имеет к конкурсу непосредственное отношение), вынужденным разрываться между телевизором и концертным залом. Хренников настаивал не менять традицию не только ради нее самой, сколько ради вытекающих из перенесения конкурса на более поздний срок бюрократических последствий вроде исключения состязания из Международной федерации конкурсов. Окончательное решение о сроках проведения XIII Международного конкурса им. Чайковского было принято спустя несколько месяцев: 2007-й и точка. А только в начале декабря председателем оргкомитета по проведению конкурса единогласно был избран Мстислав Ростропович, а его заместителем – Александр Соколов.
Так что свадебный генерал (а по сути дела, роль председателя именно такова, по крайней мере была во времена «позднего Хренникова») у конкурса есть. А вот есть ли сам конкурс? На носу 2006 год, а открытие мероприятия должно состояться через полтора года, в начале июня 2007-го. На настоящий момент у конкурса есть только оргкомитет, точнее, два его руководителя. Условия конкурса не объявлены, между тем как организационный механизм подобного масштаба требует колоссальной подготовки. Международный формат, четыре специальности, два этапа отбора, наконец, извините, Большой зал консерватории, где ремонт не только не начался, но, видимо, до конца сезона не предвидится. Кроме того, необходимо восстановить былой международный престиж конкурса, сильно упавший за последние годы. Это видно хотя бы по составу допущенных к первому туру участников, среди которых в основном россияне и представители Дальнего Востока (Китай и Корея), а вот европейцы и американцы в Москву едут крайне неохотно.