Роберт Стуруа доволен – он начал сезон в полностью отреставрированном театре.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Царские хоромы и рисунки Ладо Гудиашвили... Разное настроение, колорит и ощущение в каждом отдельном уголке театра, различные по характеру и масштабу сценические площадки. На открытии сезона присутствовал политический бомонд, включая президента, председателя парламента, министров. В конце спектакля на сцену вышли все руставелевцы, включая Кахи Кавсадзе, Гурама Сагарадзе (к сожалению, по болезни отсутствовал Рамаз Чхиквадзе). Грузинская публика восторженно приветствовала Роберта Стуруа.
А незадолго до открытия сезона в Театре Руставели состоялось пышное празднование 160-летия Тбилисского русского драматического театра им. А.Грибоедова, на которое съехались гости практически со всего мира: князь Никита Лобанов-Ростовский, граф Петр Шереметев, Кирилл Лавров, Донатас Банионис, Богдан Ступка... Юбилейный вечер почтил присутствием Патриарх всея Грузии Илия II.
160 лет – дата солидная, и соль в том, что это не просто дата, а живая, интересная история. В начале XIX века в грузинских частных домах и салонах ставили различные театральные сценки, преимущественно водевильного характера (водевили игрались на протяжении всего XIX века в русском театре, на что обратил внимание впоследствии и Лев Толстой, называя Тбилиси «цивилизованным городом»), особенно много внимания театру и литературе уделялось в доме Чавчавадзе, тестя Грибоедова, где, кстати, в 1827 году фрагментарно была осуществлена постановка «Горя от ума». Позже известный грузинский поэт войдет в дирекцию русского драматического театра, основанного 20 сентября 1845 года графом Воронцовым, новым наместником на Кавказе, – тем самым «полумилордом, полуневеждой», а на самом деле европейски образованным человеком и страстным любителем театра. Еще по дороге он интересуется, есть ли в Тифлисе театр. И вскоре Михаил Щепкин посылает туда группу актеров. Во главе труппы стал актер и режиссер Александр Яблочкин, отец знаменитой актрисы, которая свои первые актерские шаги сделала на сцене тифлисского русского театра. Таким образом, грузинская и русская культура соединились в первом профессиональном русском театре в Тифлисе.
В разные годы в театре работали Варпаховский, Товстоногов, Фоменко. Позднее Георгий Товстоногов напишет о своем тбилисском периоде: «Именно там, в Тбилиси, все определилось – театр, интересы, убеждения, цели... там я, по существу, и стал режиссером». Петр Фоменко также с огромной теплотой отзывается о городе, вспоминая, как его пригласил Гига Лордкипанидзе, и в специально присланном к юбилею письме он говорит, что удивительный, интернациональный Тбилиси вооружил его «другим воздухом, другим ритмом». «И ходить по Тбилиси – в театр и из театра, через Куру по мосту – было здорово». В свое время Грибоедовский театр был одним из лучших в бывшем Советском Союзе. Конная милиция перед началом спектакля и распроданные за два месяца до начала гастролей билеты за пределами Грузии, постоянные аншлаги в родном Тбилиси.
Роберт Стуруа начал свой сезон в прекрасном, полностью отремонтированном театре. Русский театр Грибоедова к юбилею изменил как свой внешний облик, так и облик прилегающих зданий: вокруг театра – цветной каскад знаменитых тбилисских балкончиков – фотографическое воспоминание о старом Тифлисе, а вместо привычного серого театра тбилисцев ожидал сюрприз: встреча со старым зданием Грибоедовского театра, которое еще многие хранят в памяти с конца 60-х годов прошлого столетия, когда здание перестало существовать. На юбилейном вечере в фойе играл оркестр, приветствуя гостей. К юбилею был собран огромный архив, создана его компьютерная версия, разлита юбилейная партия вина, издан роскошный альбом.
Но главные слова были сказаны на юбилее художественным руководителем Грибоедовского театра Варсимашвили (и эти слова подразумеваются в руставелиевском театре Стуруа): «Завтра снова будет репетиция».
Тбилиси