Фламандские менялы – предтечи современных обменных пунктов.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Чтобы попасть на выставку «Век Брейгеля», которая на минувшей неделе открылась в Государственном Историческом музее, приходится отстоять очередь. Организаторы сами удивляются. Говорят, что не ожидали такого успеха, напоминающего о тех временах, когда люди часами простаивали вокруг Музея изобразительных искусств имени Пушкина, чтобы увидеть шедевры Прадо. Или – вокруг Манежа, чтобы разглядывать затем новые полотна Глазунова.
Антверпенских мастеров, Питера Брейгеля-младшего и художников его круга в Москву привезла частная французская галерея «Де Жонкер». Так что выставку в ГИМе можно при желании рассматривать как своего рода яркую заявку, некоммерческое сопровождение коммерческого проекта: на нынешний осенний салон «Де Жонкер» собирается выставить две или даже три работы Яна Брейгеля.
Экспозиция, разместившаяся в двух залах на третьем этаже, напоминает дорогой ювелирный магазин (чем, к слову, помимо своих великих и просто известных живописцев знаменит Антверпен!): в полутьме высвечены только сами картины, которые, как камни в дорогой оправе, «лежат» на черных бархатных стендах. Сравнение с ювелирным магазином нравится кузену владельца галереи Алексу ван дер Стаппену: «Да-да, это так!»
Московская выставка – часть европейского турне, задуманного галереей. Если столичная экспозиция уложится в отведенные ей сроки (сейчас стоит вопрос о возможном ее продлении за границы 18 сентября), то через месяц она откроется в Брюсселе, а потом в Париже. Несмотря на то что коллекция складывалась десятилетиями (что-то купили буквально месяц назад, а какие-то картины находятся в галерее уже два десятка лет), в конце нынешнего путешествия состоятся торги и большая часть собрания уйдет к новым владельцам. И остановка в Москве, по свидетельству организаторов (выставка в ГИМе проходит еще и в рамках празднования юбилея одного известного российского банка), связана и с тем, что в России сегодня имеется несколько частных собраний фламандских мастеров и, помимо тысяч «простых» посетителей, сюда приходят и потенциальные покупатели.
Сами картины, конечно, чрезвычайно занимательны, хотя такого столпотворения не приходилось наблюдать у картин тех же авторов, скажем, в Эрмитаже или в ГМИИ (кажется, в постоянной экспозиции там висит пара младших Брейгелей). Это – то, что можно назвать низкими истинами позднего Возрождения, то, что так гениально удавалось расписать Питеру Брейгелю-старшему и что так умело «доделали» его талантливые наследники. Масло на деревянных досках сохранило свои цвета (многие картины за 400 лет ни разу не реставрировались!), так что не надо ломать глаза, чтобы рассмотреть детали пьяных драк, сцены охоты, еще одних пьяниц, возвращающихся с ярмарки и саму ярмарку┘
В центре экспозиции – две картины: «Менялы» Мариуса ван Римерсваля и «Взыскание налога» Питера Брейгеля-младшего. У обеих – маленькое столпотворение, зрители любуются красками и лицами, в которых, как ни ищи, не встретишь прекрасных порывов. Однако же стоит отдать должное самоиронии организаторов, нашедших в наследии Брейгеля главные сюжеты нашего времени.