В Федеральном агентстве по культуре и кинематографии решили наконец подвести итоги Первой московской биеннале современного искусства спустя полгода после ее окончания. Надо думать, не тяжба между Михаилом Швыдким и Александром Соколовым помешала сделать это раньше – может, и вправду требовалась определенная временная дистанция, чтобы незамутненным взглядом обозреть художественные и прочие достижения прошедшего события. Впрочем, для произведений изобразительного искусства порой требовались годы и даже столетия, чтобы дождаться признания.
Актуальные художники ждать не желают и потому устраивают такие вот масштабные международные форумы.
Бюджет прошедшей Московской биеннале, по словам организаторов, составил 4 млн. 300 тыс. долларов. Для сравнения: почти столько же потрачено на выставку «ROSSIJA», которая откроется в Нью-Йорке на следующей неделе и на которую за океан отправились, можно сказать, главные шедевры русского искусства из Третьяковской галереи, Русского музея, музеев Московского Кремля, Эрмитажа.
По словам организаторов, биеннале выполнила главные стоящие перед ней социальные, культурные и политические задачи.
Говорили о будущей биеннале, которая должна теперь состояться в 2007 году. И тут между прочим глава Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой заметил, что год этот – трудный, предвыборный и, безусловно, будет немало желающих использовать такую масштабную акцию в предвыборных целях. А потому: «Нужно быть подальше от политиканства, а больше думать о художественном радикализме┘ Я считаю, что прошедшая биеннале была недостаточно революционной». И дальше – еще несколько слов вообще: о том, что современное искусство слишком комфортно и в этом его проблема.
Дело все в том, что художественный радикализм неотделим от политики. Во всяком случае, до сих пор было именно так, за немногими, может быть, исключениями. Можно называть это политиканством, можно – левацкими завихрениями, однако же большинство великих революционеров в искусстве по взглядам своим были самыми что ни на есть коммуняками, а некоторые – примером тому Сикейрос, Ривера и более близкие нам Ариана Мнушкина и Ванесса Редгрейв – еще и троцкистами-уклонистами.
Еще вопрос: возможно ли революционное искусство (иначе говоря – художественный радикализм) вне политики и вне какой бы то ни было идеологии?
Радикальный художественный жест – вроде замазывания какого-нибудь шедевра каким-нибудь символическим изображением (к примеру, долларом, как это сделал один весьма радикальный автор) – возможен и безо всякой политической подоплеки и вне предвыборного процесса. А вот искусство, то есть не однократный подход, а нечто в художественном развитии, – едва ли.
Впрочем, имеется еще одно обстоятельство, которое бы я посоветовал художникам не упускать из виду, прежде чем воспринять слова главы Роскультуры как ободряющее руководство к действию. Недавняя история знает по крайней мере два примера чрезвычайного художественного радикализма, в обоих случаях дорого стоивших как художникам, так и организаторам их актуальных бесчинств. Можно, конечно, спорить о художественной ценности деятельности Авдея Тер-Оганьяна или группы художников – участников выставки «Осторожно: религия!» (лично мне эта ценность в некоторых случаях представляется весьма и весьма сомнительной), но уж в радикализме им всем не откажешь.
Думается, их опыт у многих отбил охоту к художественным экспериментам. Во всяком случае – у себя на родине. Кто же знает, что и кого оскорбит в следующий раз! И экспериментируют с некоторых пор наши актуальные мастера все больше в Венеции да в Сан-Паоло, а для домашнего просмотра выбирают что-нибудь тихое, ясное, чтобы всем уютно было.
Вообще-то по-настоящему революционное искусство всегда чревато мордобоем. Мордобоем – в лучшем случае, в худшем – грозит тюрьмой, а в наихудшем – еще более печальными последствиями. По-настоящему революционное искусство рождается только вместе с революцией. А разве революцию мы ждем от 2007-го и следующего за ним 2008 года?!
Так не лучше ли согласиться на спокойное, со всех сторон уравновешенное искусство? С ним хлопот меньше.