0
795
Газета Культура Интернет-версия

09.09.2005 00:00:00

Михаил Швыдкой призвал художников к радикальному ответу

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Анатольевич Заславский - заведующий отделом культуры "НГ".

Тэги: искусство, радикализм, швыдкой


В Федеральном агентстве по культуре и кинематографии решили наконец подвести итоги Первой московской биеннале современного искусства спустя полгода после ее окончания. Надо думать, не тяжба между Михаилом Швыдким и Александром Соколовым помешала сделать это раньше – может, и вправду требовалась определенная временная дистанция, чтобы незамутненным взглядом обозреть художественные и прочие достижения прошедшего события. Впрочем, для произведений изобразительного искусства порой требовались годы и даже столетия, чтобы дождаться признания.

Актуальные художники ждать не желают и потому устраивают такие вот масштабные международные форумы.

Бюджет прошедшей Московской биеннале, по словам организаторов, составил 4 млн. 300 тыс. долларов. Для сравнения: почти столько же потрачено на выставку «ROSSIJA», которая откроется в Нью-Йорке на следующей неделе и на которую за океан отправились, можно сказать, главные шедевры русского искусства из Третьяковской галереи, Русского музея, музеев Московского Кремля, Эрмитажа.

По словам организаторов, биеннале выполнила главные стоящие перед ней социальные, культурные и политические задачи.

Говорили о будущей биеннале, которая должна теперь состояться в 2007 году. И тут между прочим глава Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой заметил, что год этот – трудный, предвыборный и, безусловно, будет немало желающих использовать такую масштабную акцию в предвыборных целях. А потому: «Нужно быть подальше от политиканства, а больше думать о художественном радикализме┘ Я считаю, что прошедшая биеннале была недостаточно революционной». И дальше – еще несколько слов вообще: о том, что современное искусство слишком комфортно и в этом его проблема.

Дело все в том, что художественный радикализм неотделим от политики. Во всяком случае, до сих пор было именно так, за немногими, может быть, исключениями. Можно называть это политиканством, можно – левацкими завихрениями, однако же большинство великих революционеров в искусстве по взглядам своим были самыми что ни на есть коммуняками, а некоторые – примером тому Сикейрос, Ривера и более близкие нам Ариана Мнушкина и Ванесса Редгрейв – еще и троцкистами-уклонистами.

Еще вопрос: возможно ли революционное искусство (иначе говоря – художественный радикализм) вне политики и вне какой бы то ни было идеологии?

Радикальный художественный жест – вроде замазывания какого-нибудь шедевра каким-нибудь символическим изображением (к примеру, долларом, как это сделал один весьма радикальный автор) – возможен и безо всякой политической подоплеки и вне предвыборного процесса. А вот искусство, то есть не однократный подход, а нечто в художественном развитии, – едва ли.

Впрочем, имеется еще одно обстоятельство, которое бы я посоветовал художникам не упускать из виду, прежде чем воспринять слова главы Роскультуры как ободряющее руководство к действию. Недавняя история знает по крайней мере два примера чрезвычайного художественного радикализма, в обоих случаях дорого стоивших как художникам, так и организаторам их актуальных бесчинств. Можно, конечно, спорить о художественной ценности деятельности Авдея Тер-Оганьяна или группы художников – участников выставки «Осторожно: религия!» (лично мне эта ценность в некоторых случаях представляется весьма и весьма сомнительной), но уж в радикализме им всем не откажешь.

Думается, их опыт у многих отбил охоту к художественным экспериментам. Во всяком случае – у себя на родине. Кто же знает, что и кого оскорбит в следующий раз! И экспериментируют с некоторых пор наши актуальные мастера все больше в Венеции да в Сан-Паоло, а для домашнего просмотра выбирают что-нибудь тихое, ясное, чтобы всем уютно было.

Вообще-то по-настоящему революционное искусство всегда чревато мордобоем. Мордобоем – в лучшем случае, в худшем – грозит тюрьмой, а в наихудшем – еще более печальными последствиями. По-настоящему революционное искусство рождается только вместе с революцией. А разве революцию мы ждем от 2007-го и следующего за ним 2008 года?!

Так не лучше ли согласиться на спокойное, со всех сторон уравновешенное искусство? С ним хлопот меньше.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Новая администрация начинает формирование крупнейшей сети дата-центров

0
1673
Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Елена Крапчатова

В российской столице официально зарегистрированы 1,4 миллиона добровольцев, готовых помогать горожанам

0
958
Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Михаил Сергеев

Блокада Киевом транзита голубого топлива потребует от ЕС дополнительных расходов

0
1975
И зеркало, зеркало, зеркало…

И зеркало, зеркало, зеркало…

Антон Ровнер

Исполняется 85 лет со дня рождения писателя, философа и мистика Аркадия Ровнера

0
1100

Другие новости