0
942
Газета Культура Интернет-версия

16.05.2005 00:00:00

Пермь–Петербург–Париж

Тэги: дягилев, фестиваль, музыка


По-хорошему столетний юбилей со дня первого зарубежного проекта Сергея Дягилева надо бы отметить всероссийскими торжествами. Ведь Дягилев всемирно знаменит как выдающийся импресарио всех времен и народов, творец «Русских сезонов», в начале XX века познакомивших Европу с российским балетом, причем балетом, для тех времен наисовременнейшим. За границей фестивали в честь Сержа проходят сплошь и рядом. А у нас только земляки мецената в Перми всерьез собрались отмечать прорыв в Париж, который неистовый пермяк начал в 1905 году, привезя во Францию живописную выставку, затем продолженную выступлениями Федора Шаляпина. Как горделиво констатируют уральцы, все кругом красиво говорят «Дягилев, Дягилев», но только на Урале перешли от слов к делу. Так и карты им в руки: должен же город публично выразить гордость знаменитым земляком. А заодно заграницу в очередной раз попытаемся догнать: в то время как в Париже именем Дягилева давно названа площадь, у нас его имя знают главным образом знатоки искусств. Может, поэтому Валерий Гергиев назвал учреждение пермского фестиваля «знаком вхождения Большой России в общеевропейский культурный дом».

В эти дни в Перми во второй раз проходит международный м фестиваль «Пермь–Петербург–Париж». (Окончив пермскую гимназию, провинциал Сережа Дягилев перебрался в Петербург, познакомился со всеми талантливыми творцами, вместе с ними учредил объединение и журнал «Мир искусства», а уж потом задумал и осуществил покорение Европы.) Фестиваль призван отразить три главных мотива дягилевской деятельности – блестящий менеджмент, открытие имен в искусстве и создание новаторских произведений. По первому пункту подводятся итоги конкурса продюсерских проектов в сфере культуры, объявленного полгода назад на всю страну. Мотив номер два отразится┘ пожалуй, никак не отразится: программа фестиваля предусматривает знакомство россиян с уже известными коллективами. Что касается новых произведений, то Дягилев сам разыскивал творцов для своей труппы, правдами и неправдами добывал для них деньги у титулованных богачей и всемерно подталкивал художников к созданию шедевров. Да и креативность дягилевских масштабов – товар исключительно штучный. Но пермяки, как Сергей Павлович когда-то, не чураются здорового эклектизма, не желая ограничивать себя ни в чем, если проект кажется обещающим. Объединившись с городским театром оперы и балета, фестиваль всерьез намерен удивить. Хотя бы тем, что в город удалось заманить бывшую соотечественницу - Наталью Макарову. Знаменитая «невозвращенка» Кировского балета и экс-премьерша мирового уровня согласилась поставить в Перми свою редакцию «Лебединого озера», причем от гонорара отказалась. Недавние премьеры театра, включенные в фестиваль, тоже по-дягилевски выпадают из рамок традиций, особенно консервативных российских – в «Альцине» пермские певцы впервые в России пробовали спеть барочную музыку Генделя, Татьяна Баганова, столп российского современного танца, поставила оперу Стравинского «Соловей», а радикальный хореограф Раду Поклитару сочинил балет с пением «Семь смертных грехов» по Брехту и Курту Вайлю. Кстати, и сам пермский театр когда-то был создан при участии местного музыкального кружка, в который входило известное в городе семейство Дягилевых.

В афише фестиваля пять русских опер на сюжеты Пушкина с участием зарубежных музыкантов и певцов соседствуют с оперным «Бестиарием» – российско-германским проектом, мирно уживаясь с театром современного танца из Японии, голландским джазом, исполнением современной духовной музыки и мастер-классом балетов Баланчина при участии американских педагогов. А дань науке и одновременно обожаемому Дягилевым пассеизму отдают Дягилевские чтения, уже шестые по счету. Они пройдут в доме-музее Дягилева на Сибирской улице – старинном особняке, в котором историкам балета и искусствоведам приятно рассуждать о роли Дягилева в культуре Австралии и о парижском финале русского Серебряного века.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
696
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
910
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
750
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
611

Другие новости